Фестиваль науки

Факультет политологии на фестивале NAUKA 0+

Наука выбирать и быть избранным

В 2018 году площадка факультета политологии МГУ будет посвящена теме выборов. Выборы сопровождают человечество на всем пути его развития. Первый опыт использования процедуры выборов на руководящие должности известен нам ещё со времен Ликурга, царя-законодателя античной Спарты. В это же время в Афинах голосованием решали практически все важные вопросы, а в избирательный процесс были вовлечены все граждане города-государства.

Первая манипуляция при голосовании была описана Плутархом и имела место во II веке н.э. в Риме. В средневековых монастырях монахи тайным голосованием выбирали настоятеля, а в купеческих городах —гильдии своих представителей. Новгородское вече, земства, Дума — в нашей стране выборы точно также всегда являлись одним из основных способов принятия коллективного решения.

Сегодня трудно найти государство, считающее себя современным, где не проходят выборы. Выбирают президентов и парламенты, мэров и муниципальных депутатов. Однако, везде это делают по-разному. Факультет политологии МГУ предлагает попытаться разобраться в калейдоскопе избирательных систем, выяснить, как работает политическая реклама и агитация, узнать, как защититься от манипуляций в интернете и открыть для себя секреты победы на выборах.

Программа работы стенда факультета политологии

ПЯТНИЦА, 12 ОКТЯБРЯ 

И. Б. Борисов Голосую как хочу: международный опыт организации электоральных процедур 12.00–12.40
А. Е. Щегловитов Коммуникативные технологии манипулирования сознанием избирателя 13.00–13.40
С. В. Володенков Массовое сознание и современная коммуникация 14.00–14.40
А. Л. Демчук Избирательные системы в современном мире 15.00–15.40
К. О. Телин Концепция «опрокидывающих выборов» в политических исследованиях 16.00–16.40
СУББОТА, 13 ОКТЯБРЯ
И. С. Палитай Техники успешного публичного выступления и методики общения с электоратом 12.00–12.40
А. Ю. Бубнов,

М. А. Антонов

Технологии мемефикации в избирательных кампаниях 13.00–13.40
Д. Е. Антонов Главные вопросы теории выборов 14.00–14.40
Молодёжное отделение Российского общества политологов Парламентские дебаты / Интерактивная игра и мастер-класс 15.00–15.40
О. М. Хауер-Тюкаркина Особенности использования инструментов «мягкой» силы в предвыборных кампаниях 16.00–16.40
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 ОКТЯБРЯ
Н. В. Смулькина Особенности восприятия кандидатов в президенты в избирательной кампании 2018 года 12.00–12.40
А. В. Селезнёва «Тефлоновый президент»: образ В.В. Путина в сознании российских граждан 13.00–13.40
А. В. Винокуров Работа политического журналиста на выборах 14.00–14.40
Т. В. Евгеньева Психологические механизмы управления поведением избирателей в избирательной кампании 15.00–15.40

Аннотации выступлений и спикеры

Пятница, 12 октября

Голосую как хочу: международный опыт организации электоральных процедур

Игорь Борисович Борисов,
кандидат юридических наук, член Совета по правам человека,  председатель российской общественной организации «Российский институт избирательного права»

В мире нет четких правил организации и проведения выборов, есть только общепризнанные принципы — свободные, справедливые, равные, всеобщие, при тайном голосовании. Поэтому каждое государство проводит выборы с учетом своих национальных, культурных, исторических и даже экономических факторов. Кому-то нравиться проводить выборы в рабочий день (США), кому-то только до обеда (Уганда), а где-то голосуют месяцами (Индия). В одних странах результаты считает компьютер (Германия), а в других — в самолетных ангарах (Великобритания). Кое-кто перешел на интернет-голосование (Эстония), а кто-то экономит и даже не печатает бюллетени (Франция).  Но в конечном счете все приходят к одному результату — определению истинной воли своего народа.

Своими впечатлениями о международном наблюдении на выборах поделится Игорь Борисович Борисов, председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП), сопредседатель мониторинговой группы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), член редколлегии ряда профильных журналов, автор более полутора сотен книг, брошюр и публикаций о выборах. 

Коммуникативные технологии манипулирования сознанием избирателя

Алексей Евгеньевич Щегловитов,
младший научный сотрудник факультета политологии МГУ

Мастер-класс будет посвящен такому инструменту информационного влияния на общественное мнение, как коммуникативные технологии манипулирования, включающие различные техники, приемы, психологические уловки и методы воздействия на сознание избирателя, осуществляемого посредством специальных каналов коммуникации в рамках определенных процедур. Аудитории будет предоставлена возможность участия в разработке технологий информационного влияния и их адаптации для основных форм политической коммуникации — агитации, пропаганды, PR и рекламы в таких медиа форматах как трансмедиа, кроссмедиа и мультимедиа.

Массовое сознание и современная коммуникация

Сергей Владимирович Володенков,
доктор политических наук,  доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ

Лекция посвящена вопросам медиатизации и виртуализации современного пространства публичной политики. Раскрываются основные принципы конструирования современной политической медиареальности. Особое внимание уделяется новых формам интернет-коммуникации в пространстве социальных медиа и блогосферы.

Избирательные системы в современном мире

Артур Леонович Демчук,
кандидат философских наук, доцент, заместитель декана по науке факультета политологии МГУ

Кто кого и как выбирает в современных государствах? Какая избирательная система самая справедливая? Как голосующие делают свой выбор? На мастер-классе на примере стран всех континентов будет дан обзор используемых в современных государствах избирательных систем (их основные принципы), оценены их достоинства и недостатки, а также проведен анализ ключевых факторов, влияющих на выбор избирателей.

Концепция «опрокидывающих выборов» в политических исследованиях

Кирилл Олегович Телин,
кандидат политических наук, научный сотрудник факультета политологии МГУ

Почему выборы важны? Для многих людей это риторический вопрос: половина из них убеждены, что выборы магическим образом решают общественные проблемы, другая половина считает, напротив, что выборы не решают ничего. Концепция «опрокидывающих выборов» хорошо иллюстрирует, как вторая точка зрения неожиданно меняется на первую, — и как самый авторитарный режим, заигрывающий с демократическими институтами, неожиданно для себя может трансформироваться по причине таких игр.

Суббота, 13 октября

Техники успешного публичного выступления и методики общения с электоратом

Иван Сергеевич Палитай,
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Мастер-класс посвящен основным принципам и способам взаимодействия с аудиторией. В ходе занятия вы познакомитесь с методиками удержания внимания публики и уменьшения чувства страха перед аудиторией, а также с актерскими техниками владения голосом и снятия мышечных зажимов.

Технологии мемефикации в избирательных кампаниях

Александр Юрьевич Бубнов,
кандидат философских наук, доцент факультета политологии МГУ
Михаил Александрович Антонов,
политолог, исследователь цифровой культуры

Цифровая эпоха порождает новые технологии влияния на сознание людей, которые меняют как результаты традиционных избирательных кампаний, так и общество в целом. К числу важнейших, относятся вирусные способы распространения информации, в первую очередь мемы. Превращение информационного сообщения в мем, то есть технология мемефикации, позволяет быстро и надежно донести политическое послание до потенциальной аудитории. В отличие от традиционных способов политической пропаганды, требующих существенных затрат и обладающих ограниченной эффективностью, мем безошибочно считывается и бесплатно распространяется заинтересованной аудиторией. Однако может ли способность политических идей принимать форму интернет-мема приводить к взлому сознания и внедрению идеологического кода, меняющего систему убеждений? Об этом будет рассказано на лекции с использованием примеров, взятых из опыта российских и зарубежных выборных кампаний 2012-2018 годов.

Главные вопросы теории выборов

Дмитрий Евгеньевич Антонов,
ассистент факультета политологии МГУ

Всю свою осознаваемую историю человечество выбирало чиновников, представителей политиков и вождей. А зачем? И, главное, почему голосование приводит к таким результатам, к каким приводит? Лекция будет посвящена выборам и голосованию, как особым механизмам принятия коллективных политических решений. Будет рассмотрена роль выборов в истории человеческой цивилизации, а также основные модели политического голосования.

Особенности использования «мягкой» силы в предвыборных кампаниях

Ольга Михайловна Хауер-Тюкаркина,
кандидат политических наук, преподаватель факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова

В современном мире политикам, претендующим на высокие должности, приходиться искать новые средства увеличения своих конкурентных преимуществ. Основным условием повышения конкурентоспособности является привлекательность – привлекательность имиджа политика, излагаемых идей, образа действий. Современные политики стремятся к созданию личного привлекательного для целевых аудиторий «бренда», который позволит сформировать устойчивый позитивный имидж, повысить медийные рейтинги, репутационный капитал среди избирателей, коллег, конкурентов, СМИ.
На лекции слушатели узнают о том, какие инструменты и техники из арсенала «мягкой» силы используются политиками для создания личной «предвыборной привлекательности», позволяющей повысить эффективность предвыборных кампаний.
Лектор расскажет о символической политике, имиджевой политике, о пиар-кампаниях и предвыборном дискурс-конструировании, о маркетинговых инструментах (событийный маркетинг, Digital, реклама), призванных помочь кандидатам победить в выборах. Будет произведен критический анализ эффективности данных инструментов.
В конце встречи лектор предложит разобрать несколько интересных кейсов по использованию инструментов «мягкой» силы в последних предвыборных кампаниях российских и зарубежных политиков (В. Путин, А. Меркель, Э. Макрон).

Воскресенье, 14 октября

Особенности восприятия кандидатов в президенты в избирательной кампании 2018 года

Наталья Валентиновна Смулькина,
кандидат политических наук, младший научный сотрудник кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Автор построит свой доклад на основе материалов исследований, проведённых в 2017–2018-х гг. В рамках выступления будут рассмотрены те особые характеристики образов кандидатов в президенты, которые особенно воспринимаются массовым сознанием российского избирателя. Автор представит результаты сравнительного анализа образов политических деятелей и расскажет о том, какие факторы непосредственно влияют на процесс нашего восприятия образов кандидатов в президенты.

«Тефлоновый президент»: образ В.В. Путина в сознании российских граждан

Антонина Владимировна Селезнёва,
доктор политических наук, доцент факультета политологии МГУ

Владимир Владимирович Путин – ключевая фигура на российской политической сцене на протяжении последних 18 лет. И дело даже не в том, что он занимает пост Президента уже четвертый срок. В соответствии с традицией нашей политической культуры он является олицетворением всей власти в стране: восприятие гражданами власти определяется формулой «власть – это Путин». Именно на него граждане возлагают свои надежды, от него ждут защиты и решения насущных проблем. В отношении В.В. Путина давно утвердился термин «тефлоновый президент», что подразумевает невосприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касающейся его. Так ли это на самом деле? В какой момент времени он становится «тефлоновым»? Попробуем найти ответы на эти вопросы, опираясь на имеющиеся у нас данные 18 лет наблюдений.

Работа политического журналиста на выборах

Андрей Владимирович Винокуров,
специальный корреспондент отдела политики «Газеты.Ru»

Цель работы журналиста в ходе выборов — информирование общества. Свою работу он начинает задолго до дня голосования. У этому моменту он уже должен знать о всех возможных интригах предстоящих кампаний. В сам же день выборов одна из основных задач мониторинг и проверка информации о нарушениях. С момента же закрытия участков журналист должен следить за подсчетом голосов в избирательной гонке. В ходе выступления на примере выборов губернатора Приморского края будет объяснено, как именно журналисты собирали инсайдеровскую и открытую информацию о происходящем в регионе.

Психологические механизмы управления поведением избирателей в избирательной кампании

Татьяна Васильевна Евгеньева,
кандидат исторических наук, доцент факультета политологии МГУ

Лекция будет посвящена современным технологиям влияния на сознание и поведение избирателей с помощью массовой политической коммуникации. Будут проанализированы наиболее распространенные приемы такого влияния из современной коммуникативной практики, возможности и ограничения использования отдельных механизмов, а также способы противостояния им в условиях политической конкуренции.