Зверев Андрей Леонидович

Кандидатская диссертация
Тема кандидатской диссертации: 
Актуализация региональной идентичности в условиях политической трансформации российского общества в постсоветский период (на материалах Республики Бурятия)
Специальность кандидатской диссертации: 23.00.02 — Политические институты, процессы и технологии

Год присвоения учёной степени кандидата наук: 2003

Зверев Андрей Леонидович
ДОЦЕНТ
кафедры социологии и психологии политики

Год начала ведения научно-педагогической деятельности: 1997
Структурное подразделение: кафедра социологии и психологии политики
Должность: доцент
Год начала работы в соответствующем структурном подразделении: 2008
Научный статус: кандидат наук
Основная научная специальность: 19.00.12 — Политическая психология

Дополнительные сведения о научной специальности: Защита кандидатской диссертации по специальности: 23.00.02 — политические институты, процессы и технологии
Учёное звание, год присвоения учёного звания: Доцент (2009 г. присвоения)

Родился в 1975 г. в Республике Бурятия.
1997 г. — закончил исторический факультет и факультет по подготовке практических психологов БГУ, по специальностям: «история» и «педагог — психолог», получив дипломы с отличием.
1997–1999 гг. — ассистент кафедры психологии БГУ.
1999–2002 гг. — аспирантура факультета истории, политологии и права РГГУ по специальности 23.00.02 — политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.
С 2003 г. преподавал в РГГУ.

Имеет практический опыт участия в различного уровня политических и избирательных кампаниях, проходивших как в России, так и за рубежом. Консультирует различные политические партии, общественно-политические движения, отдельных политиков. Является экспертом в области политической регионалистики, политико-психологического и информационного сопровождения политических PR—кампаний.

Отмечен почетной грамотой Московской городской избирательной комиссией за активное участие в работе в качестве председателя участковой избирательной комиссии по организации и проведению выборов в Московскую городскую Думу 2005 г.

Отмечен почетной грамотой Московской городской избирательной комиссией за активное участие в работе в качестве председателя участковой избирательной комиссии по организации и проведению выборов в Московскую городскую Думу 2005 г. и за организацию и проведения выборов Президента РФ 2012 г.

Член Российского общества политологов. Член Российской ассоциации политических наук. Член Российского психологического общества.

Основные научные интересы: политическая психология, политическая коммуникативистика, политическая социализация, политическая реклама, политический PR, социология общественного мнения, манипуляционное воздействие СМИ на общественное мнение.

Основные результаты научной деятельности: успешная защита диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук, подготовка к печати коллективной монографии по итогам научно-исследовательского проекта кафедры «Политическая социализация российских граждан в период трансформации» (руководитель авторского коллектива по подготовке монографии и куратор этого научно-исследовательского проекта), участник завершенных научно-исследовательских проектов кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ: «Политическая полиментальность в современной России», «Политико-психологические механизмы формирования национально-государственной идентичности в современной России», реализация факультетской научно-исследовательской работы для Государственной Думы РФ «Будущее представительной демократии и парламентских учреждений в современном мире и в России» и координация от кафедры социологии и психологии политики межкафедрального приоритетного научного направления исследования факультета политологии МГУ «Новые формы политической коммуникации». Также был заместителем руководителя исследовательской группы слушателей программы повышения квалификации Учебно-научного центра государственного строительства и подготовки управленческих кадров МГУ имени М. В. Ломоносова (научный руководитель Центра О.В. Морозов) по экспертизе личностных, профессиональных и коммуникативных характеристик слушателей этого Центра. Результатом деятельности этой исследовательской группы стал фундаментальный научный отчет «Лидерский потенциал молодого поколения экспертного обществоведческого сообщества» (совместно с Е.Б. Шестопал (руководитель исследовательской группы), В.А. Зорин и А.И. Рогозарь (члены исследовательской группы), 2016 г.). 

2018. Основные тенденции изменений в российском массовом сознании времени больших перемен накануне выборов Президента РФ 2018 г. // Капитал революций. М.: Кнорус М., 2018. С. 639–646. В статье обозначены основные тренды в массовом сознании российских граждан накануне выборов Президента РФ 2018 г.

2017. Личностные компоненты лидерского потенциала молодого поколения обществоведческого экспертного сообщества // Политическая наука. Специальный выпуск. С. 402–423. В статье анализируются личностные компоненты лидерского потенциала молодых экспертов-обществоведов. Большое внимание уделяется личностному профилю лидерского потенциала молодых экспертов-обществоведов, в котором выделяются аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты.

2016. Политико-психологический профиль молодых политиков как образ будущего российской политической элиты // Образы будущего России: желаемое-возможное-необходимое. Материалы Всероссийской научно-практической конференции МПГУ. М. МПГУ, 2016. С. 223–235. Статья посвящена исследованию феномена политической активности молодежи и ее психологической готовностью к лидерским позициям в современной российской политике, которое многие годы проводится на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. Большое внимание уделяется в статье сравнительному анализу личностных особенностей различных поколений современной российской политической элиты. Рассматривается политико-психологический профиль личности молодых политиков из действующих российских парламентских политических партий.

2015. Социальные сети как инструмент политического манипулирования (на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г.) (в соавтор.) // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 7. Серия «История». С. 149–154. В статье рассматривается вопрос об использовании социальных сетей как инструмента политических манипуляций и мобилизаций протестной активности их пользователей, на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г.

2014. Роль интернет-коммуникаций в общественной репрезентации информационного образа современной российской власти //Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты» (ISC-14) / Отв. редактор Бродовская Е.В. М. МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 227–232. В статье рассматривается роль рунета в общественной репрезентации сетевого образа российской власти.

1. Основы теории коммуникации
Место основ теорий коммуникаций в системе политической науки. Основные понятия и определения, законы и категории. Базовая структура современной массовой политической коммуникации. История развития средств коммуникации в политике. Коммуникационные революции и их влияние на политический процесс. Коммуникативная картина политической реальности. Социально-психологическое направление в основах теории коммуникации: основные школы, персоналии, идеи. Социологическое направление в коммуникативных науках: основные школы, персоналии, идеи. Структура межличностной коммуникации в современной политике. Теории информационной повестки дня современной политики. Теория общения как основа интерпретации коммуникативных процессов и взаимосвязей. Уровни и стратегии межкультурной коммуникации в современной политике. Этические модели коммуникативных отношений в современной политике. Основные правила ведения политических переговоров.

2. Манипуляционное управление современными политическими коммуникациями
Подходы к определению манипуляционного управления современными политическими коммуникациями. Диалоговое и манипуляционное управление современными политическими коммуникациями. Технологии осуществления диалоговых форм политической коммуникации. Психологические основы осуществления манипуляционного управления современными политическими коммуникациями. Виды манипуляционных воздействий в политических коммуникациях. Стереотипы массового сознания в манипуляциях политическими коммуникациями. Фабрикация доверия как эффективная технология манипуляционного взаимодействия СМИ с общественностью. Механизмы защиты от манипуляций в политических коммуникациях. Прямой и окольный путь убеждения в современных политических коммуникациях через СМИ. Технологии раскрутки и удушения информации в СМИ. Слухи и фэйк-ньюсы как инструменты манипуляционного управления современными политическими коммуникациями. Манипуляции аргументами в политическом диалоге. Коммуникативные барьеры как инструменты манипуляционного воздействия в политических коммуникациях. Манипуляции в переговорном процессе: манипуляции давления, дипломатические манипуляции, логические манипуляции, манипуляции с привлечением третьей стороны. Речевые манипуляции в политических коммуникациях: рефрейминг, раскрутки (фокусы языка), пресуппозиции, речевые парадоксы, объединение противоположностей, разделение близких понятий, сенсорная непредставимость и др. НЛП и иные психотехнологии манипуляционного управления современными политическими коммуникациями

3. Политико-культурное пространство сети Интернет.
Информационная революция и политика: произошло ли изменение модели политической коммуникации. Информационное общество как парадигма социального развития. Интернет как глобальное информационно-коммуникативное пространство и пространство политического. Интернет в политике: оправдались ли ожидания? Перспективы государственной политики в информационной сфере. Политические коммуникации в Интернете как ресурсы и инструменты политического воздействия: теоретический и прикладной аспекты. Виртуальные сообщества как особое социальное явление в современной политике. Социально-психологические исследования онлайн-коммуникаций. Интернет-технологии как инструмент информационного воздействия, политического лоббирования. Политическая интернет-культура формирования имиджа, продвижения («раскрутки») политических акторов (лидеров, партий, движений и др.), государственных и гражданских инициатив. Мобилизационные интернет-коммуникации в политике, их типология, направленность и содержание.