Психология экстремальных ситуаций и состояний (36 часов)

Ведущие спикеры программы:

Синицына Татьяна Юрьевна
экстремальный, клинический психолог,
спасатель II класса МЧС России, I класса ГК «РОСАТОМ»,
преподаватель кафедры «Психологии и Педагогики»,
эксперт в области экстремальных и кризисных состояний личности.

Для записи на программы повышения квалификации необходимо оставить заявку по электронной почте: popova@polit.msu.ru по форме:
1. ФИО
2. Контактный номер телефона и email
3. Интересующая программа (или несколько)
4. Предпочитаемая форма обучения: очная или онлайн.

Цель программы – сформировать у слушателей компетенции необходимые для эффективной профессиональной деятельности в зоне ликвидации ЧС (природного, техногенного характера, террористических актах и локальных военных конфликтах и др. чрезвычайных ситуациях). В современной психологической науке и практике к экстремальным ситуациям принято относить все воздействия среды, угрожающие жизни и здоровью человека или субъективно воспринимаемые им как угрожающие. Соответственно, говорят об экстремальных ситуациях, связанных с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, терактами, военными действиями и т.д. Отдельно рассматриваются так называемые «экстремальные ситуации мирного времени». В данном случае речь идет о неблагоприятном воздействии на одного или нескольких людей. В ходе прохождения программы слушатели смогут овладеть практическими навыками: управления и урегулирования конфликта; применения методов эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния; апробировать систему методов оказания экстренной психологической помощи; попрактикуются в оказании допсихологической помощь пострадавшим; освоят новейшие методы работы с острыми стрессовыми реакциями человека и.т.д.


Учебный план программы (основные осваиваемые блоки):

  1. Травматический стресс. Психологическая травма как ситуация и как состояние. Характеристика психотравмы. Травматический стресс и крушение базовых иллюзий. Выявление психотравмирующих эпизодов в жизни человека. Упр. «Определение очередности оказания психологической помощи». Динамика постстрессовых расстройств. Острые стрессовые реакции. Острое стрессовое расстройство. ПТСР и симптомы посттравматического стресса. Модель Р. Кадырова при работе с ПТСР.
  2. Тренинг «Работа с острыми стрессовыми реакциями». Формирование ресурсных состояний.
  3. Чрезвычайная и экстремальная ситуации. В чем отличие. Что объединяет. Законченные и незаконченные ЧС. Стадии (периоды) развития ЧС. Факторы, способствующие изменению состояния людей. Шкала субъективной оценки риска в ЧС. Основные реакции взрослого человека при переживании психотравмирующих событий. Динамика состояния пострадавших в ЧС. Динамика психофизиологических состояний,
    поведения и деятельности людей в очагах стихийных бедствий и катастроф.
  4. Динамика катастроф радиационного и вирусного характера. Факторы, влияющие на степень тяжести психологических последствий травмирующего события. Психогении. Опыт МО РФ. Особенности развития психогений «Реактивная триада» Карла Ясперса. Основные клинические проявления психогенных психических расстройств. Классификация психогенных потерь. Экспресс — диагностика психических расстройств в ЧС: экспресс – наблюдение и экспресс- беседа. Программа экспресс – помощи при боевой психической травме.
  5. Экстренная психологическая помощь (ЭПП): цели, задачи, принципы. Модели оказания ЭПП и отсроченной. Группы пострадавших в ЧС. Правила общения с пострадавшими. Что нельзя делать с пострадавшими. Фразы, запрещенные в общении. Выражение сильных эмоций пострадавшими. Приемы, повышающие компетенции психолога в работе с пострадавшими. Разбор учебных задач (кейсы).
  6. Оказание экстренной психологической помощи мобилизованным. Оказание психологической помощи по возвращению, а также, семьям. Психологическая помощь беженцам из горячих точек.
  7. Тренинг «Психологическая поддержка. Виды психологической поддержки. Синтоны.  Приемы регуляции состояний. Приемы работы с острым стрессом.  Отработка приемов, повышающих компетенции психолога в работе с пострадавшими. «Приемы быстрого восстановления» — комплексы работы с головной болью. Я. Джекобсона для мышечной системы, комплекс самопомощи «Снятие напряжение», Комплекс «Работа с чакрами»/Комплекс Штирлица на быстрое восстановление или продолжительный отдых.
  8. Информационное ноцебо. Избыток и недостаток информации. Рекомендации с целью снижения тревоги. Ведение информационно – разъяснительной работы в зоне ЧС. Слухи. Виды слухов. Управление слухами.
  9. Толпа. Виды толпы. Формирование и преображение толпы. Эмоциональное заражение в толпе. Энергетические матрицы. Выживание в толпе.
  10. Работа с горем. Горе нормальное и патологическое. Детское горе. Быстрый перевод по стадиям горевания. Техники Института Детройта в работе с детьми и подростками при переживании психотравмы.

Требование к слушателям – высшее или среднее профессиональное образование.
Форма обучения – очно / дистанционно.
Длительность программы – 36 академических часа.
Стоимость программы – 32 000 рублей.
Выдаваемый документ – удостоверение о повышении квалификации.

Курс запускается по мере формирования группы. Оплата за одного слушателя производится по безналичному расчету.

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi