Молодёжь в социальных сетях: особенности политического участия (Россия, 2019-2020 гг.)

Руководитель: Федоров В.И.

Аннотация проекта

Фокус исследования направлен на выявление особенностей политического участия российской молодежи в социальных сетях как проявлении новых коммуникативных технологий. Актуальность темы исследования обусловлена увеличивающимся влиянием Интернета на реальный политический процесс в России.

Цель проекта – обобщение опыта политического участия российской молодежи в социальных сетях за период 2019-2020 гг. и выработка требований для роста конвенциональных форм политического поведения.

Задачи исследования:

– выявить фундаментальные тренды развития политических коммуникаций в социальных сетях России;
– выяснить, могут ли социальные сети быть мобилизационно-коммуникационной площадкой для организации массовых акций протеста;
– определить факторы, оказывающие решающее влияние на формирование протестных настроений в социальных сетях;
– объяснить влияние социально-демографических характеристик пользователей социальных сетей на политическое участие;
– выяснить насколько эффективно в социальных сетях работают официальные аккаунты органов государственной власти и местного самоуправления;
– оценить потенциал технологий Big Data для политического управления массами;
– разработать оптимальную для России форму взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами на площадках социальных сетей.

Методы и подходы

Проект реализован на основе междисциплинарного подхода к исследованию, в сочетании методик политологии, социологии, математической статистки и правовой науки.

Методы описания, анализа и синтеза использовались для изучения политического участия в социальных сетях, которые являются площадкой для различных коммуникативных интеракций в электронном пространстве.

Данные об активности пользователей исследованы методами сетевого анализа и описательной статистики.

Контент-анализ публикаций лидеров общественного мнения в социальных сетях помог выяснить с помощью каких убеждающих средств они достигали эффекта мобилизации сторонников.

Эмпирические данные из социальных сетей собраны с помощью сервиса запросов API. Ключевые слова, по которым производится поиск: «выборы», «митинг», «протест», «коронавирус».

С помощью компаративного метода, контент-анализа, метода описания проанализированы крупнейшие российские политические сообщества в социальных сетях.

В рамках изучения российского опыта использования социальных сетей проведено кросс-региональное и кросс-темпоральное сравнение политических сообществ в субъектах Российской Федерации.

Изучение нормативных актов, регулирующих нормы поведения в социальных сетях проводилось при помощи формально-юридического и сравнительно-правового методов научного исследования, что позволило определить содержание правовых актов в части касающейся социальных сетей, выделить основные направления совершенствования законодательства.

Типологический метод необходим для выделения общих характеристик политического участия молодежи в социальных сетях. Эмпирической основой для составления типологий стали данные об активности и социально-демографических характеристиках пользователей.

Метод оценки позволил выявить риски и преимущества, границы и возможности использования социальных сетей для политического управления массами.

Научная новизна данного исследования связана с анализом особенностей политического участия российской молодежи в социальных сетях. За 15 лет своего развития крупнейшие социальные сети существенно изменились, превратившись из канала обмена сообщениями в виртуальную проекцию общества и физического мира, актуальные базы данных о миллионах избирателей.

Научная значимость проекта определяется выявленными тенденциями развития политического участия российской молодежи в социальных сетях в 2019 – 2020 гг. Делается вывод в социальных сетях существуют две модели политического участия российской молодежи: рационально-пассивная и эмоционально-активистская. Большинство пользователей социальных сетей в России в возрасте 18-35 лет репрезентуют рационально-пассивную модель поведения для которой характерны примат общественных интересов над личными, ценности материального благополучия семьи, общепринятые нормы поведения в обществе. Эмоционально-активистская модель поведения определяется приматом индивидуальных интересов над общественными, ценностями самовыражения в деструктивных категориях, непринятием норм поведения в обществе.

Также показано, что дистанционное электронное голосование может быть новой эффективной формой политического участия при условии широкого общественного доверия и одобрения к процедуре голосования.

Результаты реализации проекта

Все задачи решены, план работ полностью выполнен. На основе сравнительного анализа крупнейших политических сообществ в социальных сетях России в результате исследования определены ключевые особенности политического участия молодежи в социальных сетях. В рамках исследования получены следующие научные результаты:

1) Определен набор факторов, провоцирующих рост неконвенциональных форм политического участия в социальных сетях. Главными факторами делегитимирующими существующий политический режим являются: силовое подавление протестных акций, массовые задержания и судебные процессы против участников протестных акций, фальсификация итогов голосования, снижение реальных доходов населения, информационная закрытость и низкая активность официальных аккаунтов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушение госслужащими и лицами, замещающими выборные должности общепринятых норм поведения в обществе;

2) Определены факторы, способствующие росту конвенциональных форм политического участия в социальных сетях. Такими факторами являются: легитимность выборов, применение различных форм электронного голосования, низкая митинговая активность, рост реальных доходов населения, достоверность и регулярность обновления информации в аккаунтах органов государственной власти и местного самоуправления, демонстрация обратной связи между обществом и властью;

3) Разработаны рекомендации по оптимальной для России форме взаимодействия власти и общества в социальных сетях. Для выделения лучших и худших практик изучены официальные аккаунты федеральных органов государственной власти и местного самоуправления в городских агломерациях с населением свыше миллиона человек. Так, лучшими примерами работы с гражданами являются сайт мэра Москвы и Нижнего Новгорода, хуже всего взаимодействие власти и общества налажено на официальном сайте мэрии Краснодара.

4) Обосновано влияние социально-демографических характеристик пользователей на поведение в социальных сетях. В целом наиболее радикальные политические взгляды и высокий потенциал мобилизации для участия в уличных акциях протеста у студентов в возрасте от 18 до 25 лет, которые не имеют официальной работы и не состоят в браке. Носителями конформистских политических взглядов является старшая возрастная группа молодежи в возрасте от 30 до 35 лет, они имеют официальное трудоустройство, банковский кредит и состоят в браке. Среди старшей возрастной группы молодежи много сторонников электронного голосования, что создает базу для развития этой новой формы политического участия;

5) При помощи мониторинга социальных сетей получено эмпирически обоснованное научное знание об основных тенденциях коммуникативных интеракций в социальных сетях, касающихся выборов и наиболее резонансных протестных акций в России за период 2019-2020 гг.;

6) Конкретным результатом исследования стали три статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК, в докладах автора «Дискурс об электронном голосовании в социальных сетях России» на международной конференции «Политика развития в условиях цифровизации общества», г. Краснодар, 23 октября 2020 г.; докладе на всероссийской научной конференции с международным участием «Государственная политика в контексте глобальных вызовов современности», г. Москва, 20 ноября 2020 г.

Публикации и выступления по итогам реализации проекта

Статьи в журналах ВАК:

Федоров В.И. Формирование общественного мнения об электронном голосовании в социальных сетях на примере YouTube // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. В печати.
Федоров В.И. К вопросу о методологии расчета расходов на выборы с дистанционным электронным голосованием // Социально-гуманитарные знания. В печати.
Федоров В.И. Обзор основных направлений исследований электронного голосования // Социально-гуманитарные знания. В печати.

Выступления на конференциях:

«Дискурс об электронном голосовании в социальных сетях России» на международной конференции «Политика развития в условиях цифровизации общества», г. Краснодар, 23 октября 2020 г.
«Информационные капсулы» об электронном голосовании на YouTube» на всероссийской научной конференции с международным участием «Государственная политика в контексте глобальных вызовов современности», г. Москва, 20 ноября 2020 г.

Владислав Иванович Федоров, аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ, руководитель проекта