Преподаватели факультета приняли участие в круглом столе ЭИСИ, посвящённом социальной солидарности

28 мая в онлайн-формате состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Ведущим круглого стола выступил А.Ю.Шутов, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований, декан факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова. В мероприятии приняли участие эксперты Московского и Санкт-Петербургского университетов, Российского общества политологов и институтов Российской академии наук. Участники обсудили ценности солидаризма и влияние социальных статей, предложенных в рамках поправок к Конституции России, на степень общественной солидарности. Данный круглый стол входит в линейку общественно-экспертных мероприятий ЭИСИ по вопросам подготовки и реализации поправок в Конституцию России, внесенных Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

А.Ю.Шутов приветствовал участников круглого стола, отметив, что заявленная тема дискуссии — «Социальная солидарность в кризисный период» — «…идёт в развитие социальных статей Конституции». «Сегодня, — продолжил А.Ю.Шутов, — мы касаемся социальной темы и вспоминаем о том, что в Конституцию 1993 года было внесено положение о социальном государстве. Но это была декларация. Декларация позитивная, которая обозначала вектор движения нашего государства, но вместе с тем надо учитывать, что практика 90-х годов, к сожалению, была далека от этого конституционного идеала, и президент намеренно идёт на то, чтобы в Основном законе конкретизировать положения о социальном государстве. И соответствующие изменения, о которых мы все знаем и о которых будем говорить, — служат конкретизации этого положения… И надо сказать, что та пандемия, тот кризис, который мы сейчас, — и не только мы, — весь мир переживает, — показывает, насколько верное направление было задано.

Андрей Юрьевич Шутов

Андрей Юрьевич Шутов
— доктор исторических наук, профессор, декан факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований

Те положения, которые вынесены на всенародное голосование, они уже сейчас, в режиме реального времени, в формате преодоления кризисных обострений, начинают работать. И мы видим по тем решениям, которые принимает президент, правительство, что это действительно так, и что та инициатива, которая была обозначена в Послании Президента Федеральному Собранию в январе, была безусловно верной: и в плане самого вектора, и в плане тех конкретных рекомендаций, которые были приняты и которые реализуются в конституционных положениях».

А.Ю.Шутов подчеркнул важность солидарности как принципа и ценности государственной политики: солидарность, как и разобщённость, — это «две стороны любого общественного организма… деятельности социальных групп, общественных организаций, институтов гражданского общества». В связи с этим особое значение приобретает анализ проявлений солидарности в общественной жизни и в государственной политике, выявление и обобщение лучших социальных практик солидарности как в России, так и за рубежом (в Европе, в Китае и в других странах).

В.Н. Плигин в своём выступлении отметил непосредственное влияние принципа солидарности и ценности солидаризма на устойчивость государственной власти, подчеркнув, что «…устойчивость деятельности государственной власти прежде всего должна опираться на ценностный ряд, который предлагается для обозначения государственной политики… Мы с вами определяли в своё время, что к этому ценностному ряду относятся такие вещи, как «справедливость», «ответственность», «доверие». И в том случае, если общество действительно базирует свою деятельность на этих ценностях, то мы можем говорить о том, что общество носит устойчивый, предсказуемый характер».

Владимир Николаевич Плигин

Владимир Николаевич Плигин
— кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник сектора теории права и государства Института государства и права РАН, член Президиума Российского общества политологов, председатель Ассоциации юристов России, член Высшего Совета партии «Единая Россия»

В.Н. Плигин отметил, что внесённые поправки в Конституцию выявляют многоуровневый характер общественной солидарности, где одним из важнейших является уровень социального партнёрства. В качестве организующего начала общественной солидарности он выделил местное самоуправление, призвав уделить больше внимания его организующей роли, сделав эту роль более «…инструментальной с точки зрения возможностей местного самоуправления, его участия в процессах здравоохранения… местное самоуправление, — заявил эксперт, — должно стать центром солидарности, организации нашего общества». В.Н. Плигин также обратил внимание на темы, связанные с цифровой экономикой и дистанционным обучением, отметив, что из поля внимания экспертов и научного сообщества не должны ускользать проблемные вопросы, связанные с цифровизацией и тем, как развитие дистанционных форм образования и организации труда влияет на социализацию человека, на степень и качество социальной солидарности.

В.И. Якунин призвал к более целенаправленной и последовательной социальной политике, также указав на необходимость уделять больше внимания тому, как организована работа государственной системы и бюрократии. Эксперт отметил, что ситуация с коронавирусом даёт возможность по-новому взглянуть на государственную политику и отойти от «ручного, антикризисного управления»: «Мы по сути говорим о формировании новой политики, с учётом тех поправок, которые будут внесены в Конституцию. Кризисная политика и кризисное управление государством могут являться лишь элементом государственной политики, но никак не самой государственной политикой в целом. 

Владимир Иванович Якунин

Владимир Иванович Якунин
— доктор политических наук, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

И именно поэтому те поправки, которые сегодня обсуждаются, мне и представляются чрезвычайно важными, во всех аспектах. Мы должны уйти от кризисного, или, как у нас говорят, «ручного управления» в государственной политике. Мне кажется, здесь есть над чем поработать…».  В контексте политики цифровизации и её влияния на социальную солидарность В.И. Якунин отметил, что «есть принципиальная разница, между коммуникативностью и солидарностью. И развитие коммуникационных возможностей может, конечно, в определённой степени служить развитию тенденций солидарности, а может вести к прямо противоположному эффекту», в связи с этим в дефиниции социальной солидарности необходима «абсолютная чёткость».

Владимир Александрович Гуторов

Владимир Александрович Гуторов 
— доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета

В.А.Гуторов обратил внимание на академическую новизну заявленной темы, подчеркнув, что это первое мероприятие, где тема солидарности затронута. В своём докладе он сфокусировался на развитии идеи солидарности в социально-политической теории. Идея солидарности формировалась на римской основе и развивалась во многих учениях и системах философии, где термин «солидарность» постоянно присутствовал. «Однако в современной литературе, — подчеркнул В.А. Гуторов, — полное забвение солидаристской традиции, она стала современным крупным философам неинтересна». 

И продолжил: «если мы что-то берём от европейской или англосаксонской практики, то это та идея, которая была озвучена де Токвилем: государства подлинно демократические растут «снизу». Поэтому система самоуправления является политической основой демократической государственности». Эксперт также указал на несогласованность ряда положений Конституции 1993 года с демократической политической традицией: «…по Конституции 1993 года органы местного самоуправления выведены из политической системы, что, естественно, на мой взгляд противоречит той традиции политической мысли, тем политическим практикам, на основе которых формируются демократические государства». В возрождении идеи солидарности как организующего начала государственной политики ведущую роль В.А. Гуторов отводит местному самоуправлению: «Эту проблему нужно как-то решать, может быть, как-то пошагово. Если вернуться к дефиниции, есть понятие «самоуправление», есть понятие «субсидиарности». Принцип субсидиарности, который действует в демократических государствах: то, что нельзя решать наверху, решается на региональном уровне, передаётся на региональный уровень. То, что нельзя решить на региональном уровне, передаётся государству. Вот если эта проблема будет у нас решаться, то тогда будет, на мой взгляд, возрождаться и идея солидарности».

А.В. Щипков в качестве идеологических оснований новой государственной политики предложил этатизм, традицию и социальное государство, отметив, что эти основания имеют стратегический характер и уже проявились в деятельности государственных институтов: «…“левый” курс, наметившийся после 2018 года — это не личная позиция президента, а объективная, сознательная политика». «Новая Конституция, которую мы сейчас обсуждаем, свидетельствует о стратегическом мышлении президента. Такие стратегические области как медицина, образование, оборона, культура — должны находиться под государственным контролем, иначе мы из этой ситуации кризиса не выйдем», — заключил эксперт. Оценивая отношения государства и церкви, А.В. Щипков отметил, что на федеральном и муниципальной уровнях управления эти отношения отличаются достаточной степенью солидарности, в то время как на «среднем», региональном уровне есть конфликты и проблемы, требующие своего разрешения.

Александр Владимирович Щипков

Александр Владимирович Щипков
— доктор политических наук, заместитель главы Всемирного русского народного собора, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

С.И. Колесников в рамках доклада об особенностях распространения коронавируса SARS-CoV-2 в мире оценил меры, которые предпринимали государства для противодействия распространению инфекции. Базируясь на данных исследований, в том числе на показателях Глобального индекса безопасности здоровья, С.И. Колесников заключил, что «…в среднем, Россия оказалась хорошо подготовлена к коронавирусу. В тоже время «…необходимо было провести более строгую локализацию контактов на начальном этапе распространения инфекции: люди, приехавшие из Европы, разъехались по всей стране и это сработало на распространение инфекции». 

Сергей Иванович Колесников

Сергей Иванович Колесников
— доктор медицинских наук, академик, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

С.И. Колесников подчеркнул, что необходимо не только включить местное самоуправление в систему государственных институтов, но и пересмотреть существующие структуры управления, в частности, особую обеспокоенность эксперта вызывает сфера здравоохранения: «управление сферой здравоохранением придется пересматривать, подготовка управленческих кадров показала, что они подготовлены плохо, необходимо увеличивать финансирование здравоохранения и науки, «оптимизацию» необходимо останавливать и создавать резервные мощности здравоохранения, иначе мы каждый раз будем попадать в “ловушки” пандемии».

После выступлений экспертов круглый стол продолжился в формате дискуссии. В рамках дискуссии В.И. Якунин призвал обратить более пристальное внимание на терминологию, которая используется в экспертном сообществе применительно к антикризисной политике в период пандемии, в частности, необходимо, по мнению эксперта, перестать использовать выражение «социальное дистанцирование», поскольку его использование ведёт к большей атомизации общества.

В.Н. Плигин предложил в рамках следующих мероприятий более подробно обсудить тему политической экономии солидаризма и остановиться на тех проблемах, которые мешают выстраиванию социальной солидарности, среди которых эксперт особо выделил риторику «предоставления услуг» и соответствующую этой риторике неолиберальную государственную политику, ведущую к социальной атомизации.

В.А. Гуторов отметил, что современная концепция неолиберализма/ультралиберализма практически разрушила основы социальной солидарности: «единственные центры солидарности, которые ещё остаются на Западе, это система самоуправления и, разумеется, профсоюзное движение». Эксперт призвал к эффективному государству, основанному на концепции развития, в которой должно быть два основных лозунга: «эффективное государство, основанное на эффективной системе самоуправления». «Другого выхода я не вижу, — сказал В.А. Гуторов, — Всё остальное будет риторикой и утопией».

Эксперты также усомнились в том, что солидарность возобладает как принцип в мировой политике борьбы с распространением коронавирусной инфекции. С.И. Колесников, в частности, отметил, что скорее всего возобладает рыночный подход. Хотя и не исключено, что более богатые страны будут выделять деньги на покупку вакцины, которые будут раздаваться в бедных странах. Кроме того, необходимо учитывать риски распространения неопробованных вакцин.

Игорь Иванович Кузнецов

Игорь Иванович Кузнецов
— доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В.Ломоносова, исполнительный директор Российского общества политологов 

В рамках дискуссии И.И. Кузнецов задал вопрос о социальных гарантиях, закреплённых в поправках к Конституции и о том, какой эффект эти конституционные гарантии окажут на работу государственной системы. Отвечая на данный вопрос, В.Н. Плигин, выразил мнение, что социальные поправки будут выполнять стимулирующую роль: «…устанавливаются определённые стандарты, которые касаются каких-то минимальных показателей. В рамках установления этих стандартов, тем более на конституционном уровне, придаётся определённость будущему развитию законодательства, ориентации законодательства на эти стандарты… многое с точки зрения практического осуществления будет зависеть от состояния экономики, тем не менее, ориентируясь на эти стандарты, мы будем их выполнять».

А.Ю. Шутов отметил, что поворот государственной политики в сторону системной работы по совершенствованию социального государства фиксируется с 2017 года, а конституционные поправки, внесённые президентом, задают определённую «планку» государственного развития и закрывают возможности для политики, которая не ориентирована на социальное обеспечение.

А.Ю.Шутов также подчеркнул значение ценностей для развития государственной системы. Для последней, по его мнению, они являются «“производительной силой”, которая напрямую влияет и на развитие общества, и на состояние экономики». В этой связи эксперт предложил рассмотреть, как работает принцип солидарности с точки зрения его реального влияния на экономику. В завершение А.Ю.Шутов поблагодарил экспертов за участие в работе круглого стола и выразил уверенность в том, что состоявшаяся дискуссия положит начало более широкому обсуждению роли солидарности в развитии государства и общества.