17 мая состоялся межкафедральный круглый стол преподавателей и аспирантов кафедр международных отношений и интеграционных процессов, российской политики и сравнительной политологии, посвящённый политике национальной и международной безопасности. Участники обсудили вопросы обеспечения национальной безопасности России, особенности и перспективы укрепления международной безопасности в ХХI веке в рамках развития региональной и глобальной политики.
Со вступительным словом выступил профессор П.А. Цыганков, остановившись на эволюции понятия «безопасность» и неправомерности его расширения в ряде современных концепций, размывающих существо проблемы и политизирующих ее значение. Сближение категорий «международная» и «национальная» безопасность, этапы которого связаны с созданием ООН, окончанием Холодной войны, меняющейся ситуацией в первые десятилетия XXI века, не привело к девальвации понятий «международная безопасность» и «национальная безопасность». Вместе с тем, их содержание усложнилось, породив серьёзные проблемы. В частности, умышленное или ошибочное противопоставление индивидуальной безопасности и безопасности государства, понимание безопасности как «свободы от страха» («free of fear») или как «возможности реализовать свой потенциал» позволяет оправдывать любые действия, в том числе наносящие ущерб другим людям, обществу, государству и общезначимым ценностям.
Профессор А.П. Кочетков отметил возрастание угроз безопасности России со стороны США в условиях прихода администрации Дж. Байдена. Анализ стратегических внешнеполитических подходов администрации Байдена с точки зрения национальной безопасности России показывает, что тотальной конфронтации по всем направлениям развития российско-американских отношений в ближайшие годы ожидать не приходится. Там, где это выгодно, США будут стараться путем переговоров обеспечивать свои интересы. Вместе с тем, на постсоветском пространстве, в важнейших регионах мира США предпримут все меры для давления на Россию, усилят конфронтацию во взаимоотношениях в ней, чтобы не допустить укрепления её позиций и усиления влияния в современном мире. Под предлогом борьбы за права человека с целью дестабилизации внутриполитической ситуации и смены политического режима администрация Байдена попытается организовать «цветную» революцию в нашей стране.
Доцент К.А. Черевык рассказал об угрозах национальной безопасности России, связанных с распространением опия в современном Афганистане. Несмотря на некоторое сокращение нелегального афганского наркотрафика в Россию, конкретные примеры указывают на то, что ситуация продолжает оставаться достаточно тревожной. Доцент О.В. Столетов дал подробный анализ проблем, связанных «евразийская дугой нестабильности» и их последствий для международной безопасности в контексте внешней политики России.
С докладами по различным аспектам политики национальной и международной безопасности выступили аспиранты факультета:
—Кайдин Ян «Big Data и проблемы безопасности: политологический анализ»;
—Симонова А.И. «Международная система киберпространства и новый тип китайско-американских отношений»;
—Хорбаладзе Э.Л. «Реструктуризация системы безопасности в АТР»;
—Бозоян Т.Р. «Перспективы сотрудничества России и стран АСЕАН в противодействии угрозам международной безопасности»;
—Чжао Лу «Анализ российско-китайского сотрудничества в области морской безопасности»;
—Дибров Е.А. «Роль России в ООН в контексте урегулирования конфликта на Украине»;
—Аржанов И. «Трансформация арктической среды безопасности: эволюция расширения деятельности НАТО в регионе как нарастающий вызов для России»;
—Наледин И. «Национальная безопасность России на субрегиональном уровне (на примере Крымского региона)»;
—Пашин М. «Сравнительный анализ политики здравоохранения в период противодействия пандемии: опыт России и ряда Латиноамериканских стран».
В ходе дискуссии участники круглого стола отмечали актуализацию вопросов национальной и международной безопасности в условиях широкой политической кампании Запада против России. Была отмечена особая необходимость исследования проблем, связанных с новейшими вызовами и угрозами в области кибербезопасности, применения новейших технологий, использования социальных сетей, цифровой дипломатии. В то же время многие подчёркивали, что подобные проблемы не вытесняют традиционные угрозы безопасности, а «накладываются» на них, усложняя общую ситуацию.