Доцент М.Г.Абрамова выступила на конференции по проблемам государственного суверенитета

9 и 10 октября на площадке одного из старейших университетов Италии — Университета Генуи (основан в 1481 году) — прошла международная научная конференция «Вызовы государственному суверенитету: от сепаратистских процессов к автономным институтам». На конференции с докладом «Сепаратизм в современной России: правовые особенности и политические аспекты» выступила Марианна Григорьевна Абрамова. В конференции приняли участие профессора университетов Вероны, Бари и других. В своих выступлениях эксперты затронули проблемы сепаратистских практик в Италии, Великобритании, Боснии и Герцеговине, обсудили вопросы современного регионализма и федерализма.

В своём докладе Марианна Григорьевна проанализировала источники сепаратистских тенденций в России с политико-правовой точки зрения. Эксперт подчеркнула, что их следует искать в истории советского периода: «РСФСР, бывшая своеобразной федеративной “матрешкой” внутри СССР, ни в одной из своих конституций советского периода так и не определила статус своих субъектов… декларация о государственном суверенитете РСФСР была весьма спорным документом с точки зрения его юридической природы, а призыв Президента РФ Б.Н.Ельцина “брать столько суверенитета, сколько можно проглотить” привел к «параду суверенитетов» уже внутри РСФСР». В итоге, по мнению, эксперта, в условиях политической трансформации и социально-экономического кризиса сепаратистский курс главы государства побудил региональных лидеров к необоснованным притязаниям на получение полной независимости от федерального центра. Развитию политического сепаратизма способствовал и экономический сепаратизм, закрепленный рядом указов Президента России Б. Ельцина 1991–1992гг. Восторжествовала концепция «двойного суверенитета» и «инструментального национализма».

DSC00895 (1)

Марианна Григорьевна Абрамова
к.и.н., доцент кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Практическая деятельность по восстановлению единства государства, как отмечает М.Г.Абрамова, начала реализовываться в последние годы нахождения Б.Н.Ельцина в должности Президента. В 1998 году она активизировалась в связи с назначением на должность премьер-министра Е.М.Примакова, а позже с деятельностью В.В.Путина сначала в качестве главы Правительства, а затем и Президента России; с 2000 года начался процесс перехода от договорной федерации к конституционной, от децентрализованной к централизованной.

В преодолении последствий «парада суверенитетов» и распада Российской Федерации значительная роль принадлежала Конституционному Суду России, который не только признал неконституционными положения Декларации о суверенитете Республики Татарстан, ограничивающие действие законов РСФСР на ее территории, но и участвовал в приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов других республик. Особое значение имело решение Конституционного Суда РФ от 2001 года о том, что суверенитет Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Чрезвычайно важной стала конституционная реформа 2020 года, в ходе которой государство перешло к более твердому курсу в отношении сепаратистских настроений.