Старший научный сотрудник кафедры российской политики ФП МГУ Олег Ляховенко в экспертной колонке для «Известий» оценивает итоги президентских выборов – 2024.
В России состоялись президентские выборы. Их окончательные итоги еще должна подвести Центральная избирательная комиссия. Впереди огромная работа. Но уже можно сделать основные выводы по итогам прошедшего голосования.
Главной особенностью выборов стало трехдневное голосование 15–17 марта. Также широко (и впервые на выборах президента) применялось дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — оно охватило 29 регионов России. Что особенно важно, выборы проходили в беспрецедентных условиях внешнего давления и геополитической напряженности, во время специальной военной операции России на Украине.
Уже предварительные результаты выборов показывают рост явки по сравнению с кампаниями прошлых лет. Если в 2018 году она составила около 67%, то в 2024-м превысила 74%, а в отдельных регионах оказалась еще выше. Весьма примечательна статистика по Дальнему Востоку, приблизившаяся к среднероссийской, притом что в прошлые годы показатели явки в этих регионах были ниже. Явка на дистанционном голосовании, которое само по себе носило беспрецедентный охват, превысила 94%.
Такой рост явки совершенно неслучаен. В условиях внешнего давления российское общество продемонстрировало свое сплочение, единство, политическую зрелость. Попытка внешних интерпретаторов навязать президентской кампании ярлык «безальтернативных выборов» и этим подорвать мотивацию избирателя провалилась. Провалились и попытки запугать российского избирателя. Выборы прошли в позитивной атмосфере, а во многих регионах приняли все черты семейного праздничного мероприятия.
Именно высокий уровень участия граждан в голосовании показывает, что выборы в России — это больше чем сложившийся ритуал. Высокая явка — это осознанное участие общества в решении ключевых вопросов страны, в определении ее шестилетнего политического курса. Это показатель безусловного доверия граждан к избирательной системе, о чем говорит в том числе отсутствие серьезных скандалов и нарушений. При этом мелкие провокации не смогли помешать избирательному процессу и не подорвали настроя людей прийти на участок и проголосовать. Высокая явка, основанная на добровольном, осознанном решении избирателей, говорит еще и о том, что российский народ опирается на свои собственные — и притом состоявшиеся — традиции демократии и народовластия.
Результаты выборов соответствуют основным предвыборным прогнозам и даже превосходят их. Владимир Путин набирает порядка 87% (по итогам обработки половины бюллетеней), и даже если это значение скорректируется, то итоговая цифра не изменит общей картины. Можно сказать, что в абсолютных выражениях действующего главу государства, проводимый им курс, заявленные им цели и программу развития страны прямо поддержали две трети всех избирателей. И тем примечательнее, что, даже понимая уровень поддержки национального лидера, граждане всё равно шли на участки и голосовали. Это безусловный показатель доверия и консолидации общества.
Остальные кандидаты — в целом в соответствии с прогнозами, хотя и меньше в абсолютном выражении — получают от 3 до 4% голосов, в основном за счет ядерного электората выдвинувших их партий. Подобный результат соответствует и «нишевым» предвыборным стратегиям Николая Харитонова, Леонида Слуцкого и Владислава Даванкова.
Совершенно очевидно, что эти кандидаты и не стремились оспорить лидерство Владимира Путина. Скорее они решали собственные задачи, связанные с сохранением и укреплением позиций своих политических партий.
Можно сделать вывод о том, что интрига вокруг второго места не реализовалась: разрыв между вторым, третьим и четвертым местом минимальный и соответствует статистической погрешности. Это значит, что у представителей данных политических сил, безусловно, есть свой избиратель, а сами эти силы находятся в сопоставимом, равном положении. Но на будущих региональных и федеральных выборах этим партиям предстоит провести самую серьезную работу.
В целом уже можно говорить о том, что прошедшие выборы подводят черту под предыдущим этапом развития страны. Впереди новые цели и задачи развития, обозначенные президентом в послании Федеральному собранию и программных интервью, кадровые решения, серьезная и кропотливая работа над национальными проектами. Впереди новые вызовы, на которые российское общество и государство, сплоченные и консолидированные, вместе дадут свой собственный ответ.
Олег Ляховенко
старший научный сотрудник кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова