С чем связано искажение образа философа Ивана Ильина в информационном пространстве? Как идейное наследие философа может помочь в решении задач государственной политики суверенизации и формирования национальной идентичности? На эти и другие вопросы, связанные с осмысление наследия Ильина, отвечает Семен Киселёв в экспертной колонке для портала «Центропресс».
Начало СВО в 2022 году стало необратимым поворотным моментом, который инициировал процесс формирования нового многополярного мира, в котором Россия выступила первопроходцем. Наша страна поставила серьезный вопрос о необходимости изменения самопозиционирования в новых исторических реалиях. Для решения этой задачи необходимо обратиться к истории России. Анализ сплетения нашего исторического наследия и современных вызовов создает новый контекст для развития страны. Все это важно учитывать для построения будущего, соответствующего новой роли России в современном мире.
В качестве знаковой фигуры, которая могла бы воплотить идеи суверенизации российской политической мысли и предоставить фундамент для идеологической переориентации, выступает Иван Александрович Ильин. Его философские работы и публицистическая деятельность представляют собой ценный ресурс для понимания русской идентичности, национальных интересов и специфики государственного устройства России. Ильин, прежде всего, сосредоточен на вопросах национального самосознания, правового государства и моральных оснований политики. Эта особенность делает его мысли актуальными для использования в современной России, стремящейся к подлинному суверенитету и культурной самобытности.
Но каким предстает перед нами Иван Ильин в информационной пространстве? Проанализируем контент популярного видеохостинга YouTube. Дискредитация философа и писателя здесь ведется довольно широко: её осуществляют популярные профессиональные блогеры. Такая односторонняя позиция не дает зрителю возможности понять всю полноту идей и концепций, которые Иван Александрович вкладывал в свои философские произведения. Часто контент даже не дает возможности задуматься об их многогранности и смыслах.
Представление Ильина в позитивном ключе ограничивается старыми документальными видео неизвестных авторов. Он предстает перед нами непропорционально маленьким в общественном информационном масштабе по сравнению с его ролью и значением в истории российской мысли. Это расхождение между реальным вкладом Ильина и его отображением в медиапространстве ставит перед современными философами, политологами и специалистами в области «новых медиа» важную задачу по корректировке общественного мнения.
Российская академическая среда может взять на себя роль инициатора этого процесса. Например, с помощью разработки и продвижения новых исследований, которые бы полноценно и комплексно освещали жизнь и философию Ильина. Для этого необходимо: 1) широко ввести в гуманитарный дискурс оригинальные работы философа; 2) провести углубленное диалектическое исследование его позиции; 3) проводить конференции и семинары, посвященные обсуждению и критическому анализу философских идей Ильина. Подход к интерпретации наследия Ильина зависит от времени, ситуации и контекста, а философская герменевтика — сложная задача, требующая комплексных усилий.
Помочь в понимании Ильина широкой общественностью может создание серии образовательных видео, документальных фильмов и издание его книг в аудиоформате. Такая просветительская деятельность была бы способна заинтересовать как студентов и преподавателей, так и просто интересующихся людей. Подобный проект поможет более полно представить Ильина в контексте его вклада в философскую и политическую мысль России.
Привлечению позитивного внимания к Ильину также помогут публичные дебаты и научные конференции с участием известных ученых, политических аналитиков и общественных деятелей, которые бы обсудили актуальность идей философа в современной России. Эти мероприятия могли бы транслироваться на популярных платформах, таких как Рутуб или YouTube, и способствовать формированию в обществе более сбалансированного восприятия его личности и работы.
Стоит уделить внимание разработке образовательных программ для школ и вузов, которые включали бы изучение трудов Ильина как части курса российской истории, обществознания, политологии и философии. Это помогло бы молодому поколению лучше понять его размышления и их значимость для культурного и политического наследия страны.
Из позитивных моментов можно отметить, что сегодня интерес широкой общественности и ученых к Ильину больше, чем при жизни философа. Появляются новые интерпретации его наследия, меняются общепринятые подходы к пониманию некоторых положений, описанных в научных работах Ильина. Время требует новых идей, и Иван Ильин может стать тем источником, в котором мы сможем почерпнуть ответы на важные и беспокоящие нас вопросы.
«Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом — смысл русской идеи».
“О Русской идее” 1948 г.
Иван Александрович Ильин
Семён Киселёв
студент магистратуры, программа «Информационные и гибридные войны»,
факультет политологии МГУ им. М.В.Ломоносова