НЕЗЫГАРЬ. ЭКСПЕРТЫ. Социолог, кандидат политических наук, Мария Филь — о динамике общественных настроений весной-летом 2024 года.
Картина общественного мнения по результатам опросов указывает на устойчивый тренд привыкания общества к разного рода кризисам. Это наглядно видно на примере реакции на новый пакет санкций, который был опубликован 12 июня. При всем желании заинтересованных сил разогнать панику этого добиться не удалось. Безусловно, на настроения населения влияет летний период, когда все сложности воспринимаются в более сглаженном виде по психологическим причинам.
Среди важных моментов нужно отметить следующие.
Во-первых, снижение общественного внимания к информации о ходе СВО и ощутимое увеличение количества сторонников мирных переговоров, которых, согласно недавнему опросу Левада-центра (признан иностранным агентом) уже больше 50%. Это говорит не о росте пораженческих настроений в обществе, а об общей усталости, в том числе и психологической, от затяжной военной операции. Массовой мобилизации общества и глубоких ценностных трансформаций за последние более чем два года так и не произошло, что наглядно показывает ситуация вокруг приезда американского рэпера Канье Уэста, вызвавшего небывалый ажиотаж. Пока все попытки ревизии ценностной составляющей социума носят разрозненный характер и не оказывают решающего влияния на общественные настроения.
Во-вторых, положительным фактором является то, что уровень тревожности в обществе остается относительно низким, то есть, коллективного предчувствия глобального и разрушительного кризиса, который изменит все, нет. Однако, по данным опроса ФОМ, растет количество тех, кто ожидает, что в среднесрочной перспективе (3-5 лет) ситуация в стране будет ухудшаться. Такой тренд говорит о том, что пока прикладываются недостаточные усилия для того, чтобы показать, что власть делает все возможное для обеспечения устойчивого развития. Доля оптимистов постепенно уменьшается, что представляет собой достаточно опасный вялотекущий процесс, который со временем может привести к всплеску общественного недовольства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В-третьих, наблюдается положительный тренд, который заключается в том, что сейчас фиксируется рекордно высокое количество россиян, которые не планируют уезжать из страны. Мы наблюдаем наиболее низкий миграционный потенциал с 1991 года. В то же время, те, кто намерены остаться на Родине навсегда, будут более внимательно относиться к вопросам социально-экономического развития, так как от этого непосредственно зависит долгосрочное будущее их семей.
При этом социологи отмечают, что наиболее ориентированной на миграцию группой остается молодежь. Понятно, что ответ на вопрос: как сделать так, чтобы молодежь не уезжала, лежит на поверхности: «создать подходящие условия», но эту расплывчатую формулировку в ближайшее время предстоит наполнить конкретным содержанием.
В контексте всего перечисленного вопрос о контурах развития страны становится все более актуальным. Недавние громкие заявления главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина следует расценивать как своего рода вариант социологической диагностики, так как он поднял сразу несколько наиболее конфликтных для общества вопросов — о традиционных семейных ценностях, допустимой степени смешения культур, необходимости контроля за миграцией. От ответов на эти вопросы будет зависеть прорисовка картины будущего, четкость которой приобретает все большее значение.
Мария Сергеевна Филь
к.полит.н, социолог, генеральный директор ООО «НИИ Социологии», член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве