Перспективы участия Турции в ШОС: актуальный контекст взаимодействия

ФП-политобзор

Перспективы участия Турции в Шанхайской организации сотрудничества: актуальный контекст взаимодействия

Илья Щербаков, аспирант ФП МГУ, практикант ИМЭМО РАН

С точки зрения своей географии страны-члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) охватывают широкое пространство, в которое включаются такие регионы востока Евразии, как Центральная Азия, Южная, а также Восточная Азия и где системообразующую роль играют два крупных государства – Россия и Китай. В контексте рассмотрения перспектив членства Турции в ШОС целесообразно напомнить, что для Москвы пространство, которое охватывает Организация, является зоной, в которой пролегают важнейшие экономические, политические и культурные связи, налаженные в период существования Российской Империи / СССР. Данные связи стали занимать особое место во внешней политике России после событий начала Специальной военной операции на Украине в контексте осуществления так называемого «поворота России на Восток». С точки зрения Турции, которая, пытаясь играть роль крупного регионального актора, стала рассматривать отдельные регионы на пространстве стран-членов ШОС в качестве стратегических и перспективных. К таковому следует относить, например, регион Центральной Азии, который попадает в реализуемую Анкарой концепцию «Туркестана», т. е. территорию консолидации тюркских народов под собственной эгидой.

Необходимо оговориться, что Турция, как страна, имеющая в ШОС статус «партнера по диалогу», не имеет права вносить и изменять концептуальные элементы принимаемых на заседаниях ШОС документов, но одновременно с этим имеет возможность участвовать в предварительном обсуждении этих документов и предлагать положения, которые могут быть внесены в итоговый текст документа. Обращаясь к принятой в Астане на последней встрече Совета глав государств-членов ШОС и стран-наблюдателей Декларации, важно обратить внимание на то, что все участники ШОС выступают за равноправный и многополярный мир в интересах максимального количества участников.

Цитата из текста Декларации:

…Актуальность инициатив по продвижению взаимодействия в строительстве международных отношений нового типа в духе взаимного уважения, справедливости, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, а также формирования общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества и развития диалога по идее «Одна Земля. Одна семья. Одно будущее».

При существующем различии интересов участников ШОС в рамках формируемого многополярного мира важно обратить внимание на тот факт, что для Турции обозначенная «многополярность» трактуется в терминах продвижения двух основополагающих внешнеполитических оснований: пантюркистского (консолидация тюркских народов) и кемалистского (ведущая роль турецкого государства как представителя интересов турецкого общества). Думается, что пантюркистское и кемалистское основания внешней политики Турции в рамках перспективного вступления последней в ШОС рассматриваются российской стороной как опасные, которые могут негативно отразиться на реализации своих внешнеполитических проектов.

Если говорить о реализации пантюркистского основания внешней политики Анкары, то к нему следует относить актуализацию транспортной инициативы «Срединный коридор» в рамках Транскаспийского транспортного маршрута. Данный международный коридор идет в обход России и притягивает, таким образом, в орбиту турецкого влияния страны Центральной Азии и Южного Кавказа (Грузию, Азербайджан, Армению). Что касается кемалистского основания внешней политики Турции, то необходимо обратиться к реализации на базе турецкого государства концепции регионального энергетического «хаба» с центром в Стамбуле. С точки зрения Москвы при сохраняющихся выгодах реализации данной концепции как для российской газотранспортной системы, так и для газотранспортных систем стран-членов ШОС, тем не менее, нельзя исключать, что торговые и транспортные издержки стран-поставщиков своих энергоресурсов на внешние рынки при использовании данного «хаба» будут ощутимо высокими и соответственно финансово выгодными для Анкары.

Таким образом, перспективы полноценного вступления Турции в ШОС следует оценивать как невысокие. Анкаре выгодно использовать свой промежуточный статус «партнера по диалогу» в рамках Организации для продвижения собственных внешнеполитических интересов. Возможное членство Турции в данной организации будет использоваться турецкими политиками как инструмент «прогрева» стран-членов ШОС с точки зрения реализации собственных инициатив и проектов в средне- и долгосрочной перспективе.

Думается, что, российской стороне в данных условиях стоит сконцентрироваться на развитии «многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой», принятого в Концепции внешней политики России 2023 года. С точки зрения практики это выражается в поддержании текущих и поиске перспективных областей для партнерства на взаимовыгодной основе. К текущим проектам следует относить завершение строительства АЭС «Аккую», а также поддержание работы газопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток», чью важность для газотранспортных систем Европы и, частично, Азии трудно переоценить. В качестве перспективных областей для партнерства необходимо выделять, например, поддержание диалога в рамках трансформации Астанинского формата по Сирии с учетом изменившейся конфигурации сил в Дамаске.

 

Публикации по теме:

https://www.mk.ru/photo/gallery/30810-598755.html

https://www.eaab.ru/tpost/4t9yfypyb1-turtsiya-uverenno-stremitsya-v-shos

https://sdelanounas.ru/blogs/32649/

 

 

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi