Презентация нового учебного пособия «Политика памяти и символическая политика в современных видеоиграх»

На факультете политологии Московского университета состоялась презентация нового учебного пособия «Политика памяти и символическая политика в современных видеоиграх», предназначенного  для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов, связанных с реализацией политики памяти, политики идентичности, символической и молодежной политики, «мягкой силы»

Автор — доцент кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор политических наук  Сергей Игоревич Белов. В презентации приняли участие коллеги и преподаватели, студенты и аспиранты факультета политологии Московского университета.

После вводной части, в которой Сергей Белов представил свою новую книгу и рассказал о наиболее важных идеях, событиях и мыслях, способствовавших ее созданию, последовали вопросы от участников презентации.

Как отмечает сам автор в предисловии к книге «политика памяти является одним из важнейших элементов как внутриполитического процесса, так и взаимодействия государства и иных системно значимых акторов с внешним миром». По мнению Сергея Белова «в России системное представление о политике памяти и символической политике в целом на сегодняшний день сформулировано преимущественно на научно-теоретическом уровне». И при этом, по словам доцента факультета политологии Московского университета, «практически не используется потенциал одного из самых быстроразвивающихся направлений реализации политики памяти – создания видеоигр. Равным образом растущая популярность видеоигр не используется в рамках реализации символической политики российского государства как внутри его границ, так и за их пределами».

Отметим, что в пособии  исследуются такие актуальные аспекты заданной темы как использование видеоигр как инструмента политики памяти России на постсоветском пространстве, как фактора траснформарции групповой идентичности, перспективы использования видеоигр в политическом позиционировании, а также сформулирована методология оценки оффлайн- и онлайн-видеоигр как ресурса символической политики.

Как сказал на презентации Сергей Белов, новое учебное пособие будет использоваться в учебном процессе факультета политологии Московского университета со следующего семестра.

Валентин Муфазалов, студент 1-го курса факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова:

  «Учебное пособие «Политика памяти и символическая политика в современных видеоиграх»-книга написанная преподавателем и доцентом кафедры Российской политики Сергеем Игоревичем Беловым ориентируется на очень важную и серьёзную тему, непосредственно связанную с молодыми поколением, очень сильно связанным с видеоиграми. В данном учебном пособии был разобран феномен видеоигр, как инструмента «мягкой силы» через который можно сформировать определённые ценности. Ещё следует сказать о том, что в книге особое внимание уделено компьютерным игр про Вторую мировую войну. А в последней главе разобраны методы по оценке эффективности офлайн и онлайн игр, как ресурса символической политики, основанной на использовании количественных показателей. Хочется отметить обложку пособия, выполненного в виде старой, но известной аркадной игры Pacman.

На мой взгляд учебное пособие от Сергея Игоревича Белова можно обязательно рекомендовать студентам, так как тема компьютерных игр и их влияния на историческую память очень важно в нашем развивающемся мире. Мне очень понравилось учебное пособие «Политика памяти и символическая политика в современных видеоиграх», рекомендую каждому из вас прочитать его!»

Из предисловия учебного пособия «Политика памяти и символическая политика в видеоиграх»

«Политика памяти является одним из важнейших элементов как внутриполитического процесса, так и взаимодействия государства и иных системно значимых акторов с внешним миром.

С одной стороны, образ коллективного прошлого является одним из главных оснований национально-государственной, этнической, конфессиональной и территориальной идентичности. Его динамика определяет как степень консолидации общества, так и качество взаимного восприятия для разных групп внутри него. Равным образом система представлений о прошлом конкретной макросоциальной группы может определять отношение конкретных этнических или религиозных сообществ к внешним игрокам (иным государствам, общественным или политическим движениям).

С другой стороны, образ прошлого может служить элементом «мягкой силы» государства: исторические сюжеты вместе с различными элементами традиционного быта, культурным и религиозным наследием способны стать основой для конструирования привлекательного имиджа страны на внешней арене (ярким примером чего можем служить, например, экспорт «самурайской эстетики» и основанной на ней продукции массовой культуры из Японии).

Однако в России системное представление о политике памяти и символической политике в целом на сегодняшний день сформулировано преимущественно на научно-теоретическом уровне.

Помимо того, практически не используется потенциал одного из самых быстроразвивающихся направлений реализации политики памяти – создания видеоигр.

Равным образом растущая популярность видеоигр не используется в рамках реализации символической политики российского государства как внутри его границ, так и за их пределами.

Данное пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов, связанных с реализацией политики памяти, политики идентичности, символической и молодежной политики, «мягкой силы».

Белов С.И. Политика памяти и символическая политика в современных видеоиграх. Учебное пособие. Иваново, 2025 г. — 84 стр.

Рецензенты:

Жидченко Александр Владимирович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН;

Пономарев Николай Андреевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi