Армия Союза или Армия Войны*: изменение отношения к вооружённым силам в ФРГ
Петр Голиков, аспирант факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова
В 2011 году Германия оставила в прошлом всеобщую воинскую повинность и перешла к службе добровольческой и по контракту. Размер армии был сокращен с 225 тысяч человек до 185 тысяч. Изменения казались очевидными, следующими идейным продолжением политики страны того времени, отражая общие представления и перспективы многих партий. СДПГ, СвДП, Зеленые, Левые — эти партии полноценно выступали за уменьшение военного сектора в Германии, уменьшение армии и, как предлагали некоторые, полный роспуск вооруженных сил с сохранением сил специальных подразделений, а также потенциальных миротворцев для участия в операциях ООН.
2025 год, Борис Писториус (Boris Pistorius) из СДПГ в мае, Флориан Хан (Florian Hahn) из ХСС в марте официально рассуждают о том, что в 2026 году Германия может (а при неудачном наборе добровольцев в 2025 году, обязательно должна) вернутся к всеобщей воинской повинности. Как отмечают эти политики: “Мы не можем сидеть сложа руки, в ожидании, пока мир меняется вокруг нас”. Очевидно, что военная сфера, в данном ключе становится не менее важной, чем социальная или экономическая, в особенности с полноценным приходом нового канцлера.
И, хотя переход к военной риторики был быстрым, уже в 2017 году появились первые “звонки” о военных амбициях ФРГ. Тогда, под эгидой расширения сотрудничества и безопасности, в проекте партии ХДС, на выборах в Бундестаг фигурировала идея о расширении бундесвера, через привлечение новых мощностей и увеличение армии, если не немцами, то войсками, которые могли бы состоять из граждан иностранных государств (в частности указывалась возможность Чехов, Румын и Венгеров)[1][2], которые бы несмотря на свое гражданство подчинялись бы именно немецкому командованию.
Безусловно, с приходом Фридриха Мерца (Frederich Merz) и началом борьбы за власть разгорелся новый виток, в котором ХДС предстал еще более настроенным на развитие военной сферы. Однако в этом теперь союз ХДС/ХСС был не одинок. Многие партии (или же отдельные видные члены данных партий, также поменяли свое мнение), и настаивали на необходимостях изменений в данной сфере.
Фридрих Мерц еще в 2024 году обещал расширение немецкого промышленного сектора, не уделяя внимания, каким именно способом, но периодически говоря о необходимости расширения военного производства и создания новых фабрик и заводов, оборонно-промышленного спектра как в Германии, так и за ее пределами. Обещания поддержки Украины в военном плане, а не гуманитарном, а также периодические его высказывания о том, что такая поддержка (которой не было до нынешнего канцлера), уже оказывается, дополняют картину мира потенциального будущего ФРГ.
Вместе с этим, увеличение лимита заимствований (в первую очередь, который должен быть направлен на спасение немецкой экономики), будет использован не в последнюю очередь и для расширения военной мощи страны. С первых дней своего избрания новый Бундестаг вел Германию к усиленной милитаризации.
3 Апреля 2025 года Бундестаг рассмотрел проект модернизации армии. Данный документ включал в себя программы по созданию новых логистических маршрутов, аэропортов военного назначения, военной инфраструктуры, заводов и новых баз.
28 Апреля 2025 года было установлено, что немецкий военный бюджет увеличился на более чем 28%, что является рекордным показателем не только для самой Германии или стран ЕС, но и для стран НАТО. Общий его объем по разным данным составляет около 80-88 млрд. долларов, что делает Германию 4-ой страной по объемам вложений в военный бюджет. Из них, 60+ млрд. это прямые расходы бюджета и еще 20 млрд. — средства из резервного фонда.
13 мая 2025 года стало известно, что Германия планирует привлечь Европейские кредиты на сумму до 150 млрд. Евро, а по общим показателям потратить на развитие оборонной сферы более 800 млрд. Евро к 2029 году. Причина этого объясняется просто: “К 2029 году Россия нападет на НАТО”. При этом Германия стремиться взять на себя не только экономическое лидерство в ЕС, но и укорениться в политическом плане и быть главной Европейской державой, которая могла бы “обеспечить порядок и стабильность на Европейском континенте”.
Нельзя не сказать, что подобное развитие событий в Германии не настораживает внешнего наблюдателя, будь то Польша или Россия, для которых подобные изменения в ФРГ принципиальны и вызывают опасения за будущее мира. Но большая часть соседей Германии, стран по НАТО и Европейских государств воспринимают это в нейтральном или положительном ключе, забывая, или не желая вспоминать уроки истории о том, что Германия а) может развивать свою экономику через военную сферу, и б) остановить немецкую военную машину довольно сложно, особенно если она будет (а как показывает практика немецкой истории, она будет), использовать ее на максимум своих возможностей.
При этом, в планы ХДС, как и СДПГ, входит идея о том, что невозможно оставить Германию без “социального государства”. С все увеличивающимися расходами, и требованием некоторых партий (в частности СвДП) снизить расходы на социальную сферу, Германия может прийти к попытке построения новой системы, где социальные гарантии будут неразрывно связаны с участием в новой “военно-промышленной” экономики страны.
[1] Валентина Пескова. Немецкая армия будет вербовать на службу иностранцев. // Медиагруппа Звезда //28.12.2018. (URL: https://tvzvezda.ru/news/201812280326-zxnh.htm)
[2] Пражский Экспресс. Немецкая армия готова приглашать чешских специалистов. // Prague Express CZ //28.12.2028 (URL: https://www.prague-express.cz/eu/69788-nemetskaya-armiya-gotova-priglashat-cheshskikh-spetsialistov)
*- игра слов, от Бундесвер — Союз и Армия/война и Вермахт — армия/война и «делать».