Политолог, сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ Илья Щербаков анализирует ситуацию вокруг проекта строительства Зангезурского коридора.
Тематика строительства Зангезурского коридора (ЗК) — 40-километрового транспортного коридора, идущего по территории Сюникской области Армении, — продолжает оставаться «камнем преткновения» между правительствами Азербайджана и Армении в их движении в сторону подписания полноценного мирного договора между собой. Если вынести за скобки этноконфессиональную специфику данной тематики, следует сконцентрироваться на геоэкономических нюансах, которые несет в себе строительство Зангезурского коридора в российско-турецкой плоскости столкновения интересов.
Для Турции реализация проекта ЗК является относительно давней идеей сращивания своих транспортных коммуникаций с транспортными коммуникациями Азербайджана с перспективой выхода на международные рынки грузоперевозок с соседними регионами. В частности, в начале 1990-х годов президент Турецкой Республики Тургут Озал совместно с тогдашним главой МИД Турции Хикметом Четином выдвигали идею решения армяно-азербайджанской проблемы принадлежности Карабаха по формуле «двойного коридора»: Баку должен был отказаться от населённой армянами горной части Нагорного Карабаха, в то время как Ереван — предоставить южный Зангезурский коридор для создания единого транспортного пути между основной территорией Азербайджана и его эксклавом в Нахичевани.
Сегодня Азербайджан продолжает укреплять военно-политическое и экономическое сотрудничество с Турцией, являясь активным защитником проекта строительства ЗК, который на момент 2023 года был построен на 70%. В логике турецких и азербайджанских политиков перспективы данного коридора увязываются с завершением турецкой стороной строительства железной дороги Карс-Аралык-Дилуджа в 2021 году и функционирующей с 2017 года железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Вместе с ЗК данные участки дорог позволят вывести на полноценный уровень работы международный транспортный коридор «Запад-Восток» (турецкая часть данного коридора называется «Срединный коридор»), выходящий на международные рынки грузоперевозок и торговли Европы и Азии.
Россия оценивает активность Турции и Азербайджана в строительстве ЗК негативно, заявляя об отсутствии в итоговых материалах работы трехсторонней комиссии между представителями Армении, Азербайджана и России 2021 года концепции коридора, имеющего экстерриториальное значение для территории Армении. В противовес этому российская сторона делает акцент на возможностях деблокирования экономических и транспортных связей в Закавказье с сохранением суверенных прав всех стран, участвующих в этом деблокировании. Целесообразно предполагать, что таким «деблокирующим проектом» должна стать продвигаемая правительством Н.Пашиняна железная дорога Ерасх — Джульфа (Джуга) — Ордубад — Мегри — Горадиз.
Стоит отметить, что данная дорога является проектом Мегринской железной дороги, составленного в конце XIX века в Российской империи и полноценно реализованного в СССР в 1972 году в виде железнодорожной магистрали Баку-Ереван.