Сотрудник кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ Илья Щербаков анализирует характер сотрудничества Турции, Азербайджана и Сирии в энергетической сфере.
Сближение Азербайджана, Турции и Сирии в энергетическом плане следует расценивать в терминах формирования неоосманистской «оси», которая, несмотря на отдельные внешнеполитические разночтения элит трёх стран, будет работать в русле удовлетворения интересов этих государств на энергетическом «поле».
Подключение азербайджанской компании SOCAR к формируемому Анкарой газовому маршруту через турецкий город Килис на сирийско-турецкой границе может являться одним из «кирпичиков» складывания данного межгосударственного сотрудничества.
Турция, благодаря данному проекту, продолжает уплотнение собственной карты газовых и нефтяных маршрутов в восточной и центральной частях страны.
Нельзя забывать о функционирующем сегодня нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), который на современном этапе позволяет Анкаре диверсифицировать свои поставки полезных ископаемых как посредством экспорта нефти и газа на мировые рынки Европы и других стран из портовой инфраструктуры города Джейхан, так и в страны Южного Кавказа (по территориям Азербайджана и Грузии) с перспективой их транзитной доставки через Каспийское море в страны Центральной Азии (Туркменистан, Казахстан).
Кроме того, также имеет смысл сказать несколько слов о введённом в 2018 году в эксплуатацию Трансанатолийском газопроводе (TANAP), пересекающем Турцию с востока на запад и проходящем также по территориям Азербайджана, Грузии, Болгарии и Греции. TANAP является частью Южного газового коридора — проектной инициативы Евросоюза по наращиванию поставок газа в Европу из ближневосточного и каспийского регионов, исторически располагающих одними из крупнейших запасами газа в этой части Азиатского континента.
Нельзя однозначно говорить о том, какие экологические риски может принести ввод в эксплуатацию нефтегазового трубопровода из Азербайджана в Сирию в силу малого времени использования данного маршрута на практике.
Что касается геополитических последствий использования данного трубопровода, то необходимо отметить частичную реализацию Турцией идеи по превращению собственного государства в региональный транспортный хаб, наращивающего репутационные и экономические дивиденды на базе поддержания работы этого и других ранее упомянутых маршрутов и влияющего, таким образом, на поставки топливных ресурсов в сопредельные с турецкой стороной регионы.