На официальной странице Научного студенческого сообщества факультета политологии МГУ в ВК опубликована научная работа сотрудников кафедры истории социально-политических учений — профессора, доктора исторических наук Бориса Александровича Прокудина и доцента, кандидата политических наук Владимира Алексеевича Болдина «НЕ ЕВРОПА И НЕ АЗИЯ»: ИДЕЯ ГРЕКО-СЛАВЯНСКОГО МИРА В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ В.И. ЛАМАНСКОГО».

«Данная научная статья представляет собой историко-философское исследование, посвященное анализу цивилизационной концепции выдающегося русского мыслителя Владимира Ивановича Ламанского (1833-1914). Авторы В.А. Болдин и Б.А. Прокудин рассматривают идейное наследие Ламанского в контексте развития русской общественной мысли конца XIX — начала XX веков
Центральным объектом исследования выступает оригинальная теория Ламанского о трехчастном делении мира, которая включает в себя концепцию «трех миров»: германо-романского (Европа), греко-славянского (Россия и славянские народы) и азиатского. Авторы подчеркивают, что данная концепция не была простой географической классификацией, а представляла собой комплексную историософскую и геополитическую доктрину, основанную на анализе культурно-цивилизационных, этнических и конфессиональных особенностей различных регионов мира

В статье детально анализируется становление Ламанского как представителя панславистского движения. Исследователи отмечают, что мыслитель не только занимался академической деятельностью, но и активно участвовал в общественно-политических дискуссиях своего времени, выступая за необходимость объединения славянских народов. Особое внимание уделяется его взглядам на особую миссию России в славянском мире и его критике западноевропейской цивилизации
Интеллектуальные воззрения Ламанского характеризуется авторами как новаторская для своего времени попытка создания альтернативной западной геополитической парадигмы. В отличие от европоцентристских подходов, доминировавших в тогдашней науке, Ламанский предлагал рассматривать славянский мир как самостоятельную цивилизационную единицу, обладающую собственным историческим путем и культурным потенциалом

Авторы статьи подробно рассматривают эволюцию взглядов ученого на проблему взаимоотношений между Европой и Азией в контексте определения места России и славянства в мировом историческом процессе
Показывается, как Ламанский постепенно формулировал свою концепцию «Среднего мира», противопоставляя её как западным, так и восточным цивилизационным моделям
Исследование демонстрирует актуальность идей Ламанского для понимания современных международных процессов. Авторы подчеркивают, что многие положения его теории предвосхитили более поздние концепции в области геополитики
Интеллектуальное наследие Ламанского отражает ключевые тенденции русской общественной мысли второй половины XIX века — поиск национальной идентичности, критическое переосмысление западных традиций и стремление к созданию самобытной модели развития России».