Профессор И. И. Кузнецов о Никколо Макиавелли — великом флорентийском мыслителе

Профессор И. И. Кузнецов о Никколо Макиавелли — великом флорентийском мыслителе

В рамках нашей рубрики #ФП-прочитано профессор кафедры истории и теории политики, исполнительный директор Российского общества политологов, доктор политических наук  Игорь Иванович Кузнецов рассказывает о классике политической науки, великом флорентийском мыслителе, политическом деятеле и философе эпохи Возрождения — Никколо Макиавелли.

Почему его стоит читать сегодня?

  • Его идеи, несмотря на прошествие 500 лет, остаются  актуальными для всех, кто занимается и интересуется политикой. Его главная книга «Государь» стала настольной для современных ему и последующих поколений политиков европейских стран, и до сих пор является настольной для политологов.
  • Он апологет политического реализма —подчеркивал необходимость смотреть на практическую политику без розовых очков и, прежде всего, с точки зрения государственных интересов.
  •  Собственно, он первый из мыслителей эпохи Ренессанса и нового времени, кто предложил смотреть на политику как на отдельное направление творчества и научного знания в современном его понимании.
  • Сама биография флорентийца во многом способствовала формированию современного образа профессионального политолога, сочетающего в себе опыт практического политика, политтехнолога, консультанта с творчеством, широтой и глубиной кругозора ученого и писателя:

 

«Это был человек, который сделал себя сам. Получив блестящее образование (во многом благодаря самообразованию), он в достаточно молодом возрасте был избран на высокий пост секретаря Флорентийской республики. Его карьера — это череда головокружительных взлётов и болезненных падений, вплоть до тюремного заключения и пыток. Однако именно этот уникальный опыт непосредственного участия в большой политике, дипломатии и даже военных вопросах сформировал его как мыслителя».

 

«Говоря о наследии Макиавелли, мы в первую очередь вспоминаем «Государя» — труд, который закрепил за ним репутацию основателя политического реализма. Он стремился описывать политику объективно, с позиций государственного интереса, без прикрас. Однако, если мы обратимся к его «Рассуждениям о первых десяти книгах Тита Ливия» или «Истории Флоренции», то увидим другого Макиавелли — республиканца, который понимал, что суть политики не только в сильном лидере, но и в поддержке народа, в обратной связи между властью и обществом».

 

«Макиавелли был многогранен: историк, социолог, писатель, военный теоретик, даже инженер. Он, например, настаивал на переходе от наёмных армий к всеобщей воинской повинности, видя в этом залог устойчивости государства».

 

«Интересно, что наш отечественный политолог, профессор МГУ Фёдор Бурлацкий, в своей книге «Загадка и урок Никколо Макиавелли» рассматривал флорентийца именно через эти три призмы: историк, социолог и писатель. Мне кажется, в этом размышлении о Макиавелли Бурлацкий в какой-то мере рефлексировал и над своим путём учёного и практика».

 

«В заключение хочу сказать: Макиавелли — это фигура, которая у каждого, кто погружается в его труды, рождает собственное, живое впечатление. Единственная рекомендация, которую можно дать, — читать его и думать. Его наследие — это неиссякаемый источник для размышлений о природе власти, государства и политики».

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi