Профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Вячеславович Перевезенцев размышляет в своей авторской видеоколонке на телеканале «Спас» о причинах и преодолении Смуты в русской истории начала XVII века. ( видео)
«Смутное время, вероятно, впервые в истории предоставило нашему народу свободу в самом широком смысле этого слова: свободу совести, свободу нравов, политическую свободу. В результате в начале XVII века народ оказался в ситуации, когда всё можно и всё дозволено. К примеру, какое место в тогдашнем российском обществе могло быть выше и недоступнее царского? Ведь царь — личный сакральник, Помазанник Божий, предводитель богоизбранного православного русского народа — Нового Израиля, как тогда именовали Россию сами русские жители.
Теперь же оказалось, что царём может объявить себя всякий желающий — нужно только решиться на поступок истинно свободный. И всё российское общество стало абсолютно свободным в своём политическом выборе. Прямо как в детской считалке: «Кого хочешь — выбирай». И заметались, и завыбирали люди, кидаясь от одного претендента к другому, а затем и к третьему. Вот уже вся Новгородская земля — под шведами, а смоленские земли — под поляками, а нам некогда — мы всё выбираем. И в Москве уже сидят польско-литовско-шведские отряды, да ещё каждой европейской наёмной твари по паре полков. А по всей Руси хозяйничают казачьи и литовские вольницы. “Нет-нет, мы выбираем!”
Однако чем дольше и тщательнее выбирали, тем становилось только хуже и хуже. Почему так произошло? Почему свобода вызвала на Руси столь тяжкие последствия? Наши предки оказавшиеся тогда, в начале 17-го века один на один перед подобными вопросами нашли свои ответы. И основной из них был, в общем-то, очевиден. Главная беда состояла как раз во вседозволенности, в неограниченности свободы. В результате свобода совести обернулась бессовестностью. Свобода нравов оказалась безнравственностью. А политическая свобода породила горе, неволю и погибель. И в целом та самая, желанная, безграничная свобода оказалась свободой греха. Степень нравственного падения русского общества в те годы была столь велика, что никто не верил никому. И в первую очередь не верили своим, русским: боярам, дворянам, казакам, друг другу. Оставалась только одна надежда — на чудо.
На на прямое вмешательство Божественных сил в человеческую историю. Иначе говоря, люди в Смутное время настолько измучились от безвластия, обмана и предательства, что стремились отдать свою жизнь и судьбу непосредственно в руки Господа, вернуть хоть на короткий период те благословенные времена Боговластия, о которых они знали из Священного Писания.
Вероятно, именно поэтому Смута отмечена небывалым числом чудесных видений и знамений. Они не только внушали надежду, но и побуждали людей к покаянию и подвигу самоустроения. Очистившись от грехов и восстановив нравственные основания жизни, русский народ должен был встать на путь спасения и устроения своей земли. Так на первый план вышел вопрос нравственного авторитета политических лидеров.
И вдруг выяснилось, что этот нравственный, то есть высший, абсолютный авторитет в народном мнении сохранился только у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. Величайший подвиг самоотречения, совершенный Святейшим Патриархом, только укрепил этот авторитет. Именно он был признан современниками духовным лидером всенародного сопротивления врагу — но не только врагу внешнему: полякам, шведам, литовцам, разбойным казакам и прочему сброду. Он призывал побороть врага внутреннего, человеческого — все те сатанинские искушения, что порождены безграничной свободой. Святейший Патриарх призвал всех побороть врага в себе и собственным примером доказал, что это возможно.
Примеру Святейшего Патриарха последовала и вся Русская Церковь. В самую страшную годину Смуты, в период полнейшего разрушения государства, именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром, собирающим народ на подвиг покаяния и самоустроения.
Но самое главное — оказалось, что было кого организовывать. Искренних, честных, нравственных защитников веры и Отечества, как выяснилось, было гораздо больше, чем тех, кто умел только продавать и предавать. О этих защитниках знали, о них передавали из уст в уста рассказы, грамотки, записанные на бумагу, — о героической обороне Смоленска в 1609–1610 годах, о защитниках Троице-Сергиева монастыря, державшего оборону против литовских, польских и казачьих полков с сентября 1608 по январь 1610 года, о победителе Лжедмитрия II воеводе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, трагическая ранняя смерть которого была воспринята как всенародное горе.
Такими истинными защитниками веры и Отечества стали князь Дмитрий Михайлович Пожарский и торговый человек Кузьма Минин — «последние люди», как их называли тогда. В самом деле, уже казалось, не осталось на Руси никого, за кем бы пошёл русский народ — честных, искренних, бессеребряных. А за ними — за теми, кого благословил Святейший Патриарх Гермоген и преподобный Иринарх Ростовский, — народ пошёл. Они не искали личной выгоды, а, наоборот, отдавали своё имущество на общее земское дело. За ними пошли победы.
Собственно, это, наверное, самый большой исторический урок, дарованный уже нам, из того давнего Смутного времени: принеся искреннее, сердечное покаяние, укрепившись духом, очистившись нравственно, русский народ под водительством Церкви сам поднялся на подвиг самоустроения. Русские люди 400 лет назад нашли выход из русской Смуты и смогли спасти Россию.
Сможем ли мы? Должны».