Запад в тупике: стратегия истощения, внутренние кризисы и поиск выхода — аналитический обзор А. Л. Демчука

Запад в тупике: стратегия истощения, внутренние кризисы и поиск выхода

27 января в прямом эфире информационно-аналитической программы “ОТРажение” Общественного телевидения России (ОТР) заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета политологии МГУ, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Артур Леонович Демчук прокомментировал наиболее актуальные события международной политической повестки. В частности, итоги ежегодного саммита в Давосе, изменения в стратегии коллективного Запада и, прежде всего, в стратегии США в международных отношениях в контексте сегодняшних реалий. 

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию аналитического комментария А. Л. Демчука. 

 О поставках вооружений Украине

— Поговорим о вооружении Украины. Глава Минобороны ФРГ Борис Писториус заявляет, что запасы вооружений у Берлина «иссякли». Американцы же утверждают, что будут поставлять вооружение Киеву даже после завершения мирного процесса. Для чего это делается?

— Достаточно давно было заявление, что американцы просто хотят продавать оружие. А куда оно дальше пойдет — их не интересует. Они продают его НАТО, а альянс уже распоряжается им по своему усмотрению. Возможно, НАТО отдаст какое-то устаревшее вооружение Украине, как это делалось с бывшим советским оружием, а себе получит новое американское для пополнения запасов.

— Еще одна история: частные предприятия французского ВПК начали поставки беспилотников киевскому режиму для поражения объектов российской энергетической инфраструктуры. Это инициатива самих участников или распоряжение сверху?

— Это, естественно, делается с ведома и одобрения руководства. Франция, как и другие европейские страны, заинтересована в том, чтобы Украина продержалась как можно дольше. Понятно, что она теряет все больше территорий, но для Запада главное — максимально затянуть конфликт, чтобы истощать Россию экономически и военно. И, соответственно, не дать остановиться собственному военно-промышленному комплексу. Интересно, что сейчас возникли внутренние разногласия в ЕС: в Евросоюзе не хотят, чтобы деньги союзного бюджета шли на закупки вооружений у Великобритании, так как она вышла из ЕС. Закупки у США — вроде можно, а вот у Британии — нет. Но при этом «науськивания» британцев в Брюсселе очень четко слышат и следуют им.

— Это общая позиция?
— Естественно. Неважно, в ЕС Британия или нет, у них общая политика: поддерживать Украину, не дать России победить и затянуть конфликт.

О впечатлениях от Давоса и переговорах

— Какое у вас впечатление от мероприятий прошлой недели в Давосе? Создается ощущение растерянности европейских стран после заявлений Трампа и вообще происходящего там. Зеленский пытался ругать Европу…

— Растерянность испытывают очень многие: и европейцы, и канадцы. Если проводить аналогию с психологическими процессами, то Европа проходит стадии принятия неизбежного, как и Украина. Они уже от стадии торга перешли в стадию депрессии после слов Трампа. Сейчас постепенно готовятся к принятию неизбежного. Все уже поняли, что рано или поздно мирное соглашение заключать придется. Поэтому лучше сейчас заранее обсудить детали. То, что обсуждали в Эмиратах, — это не обсуждение мирного соглашения в целом, а технических деталей: как будет проходить вывод войск с Донбасса, мониторинг, демилитаризованная зона, патрулирование, внешние наблюдатели. Обсуждается подготовка к тому, что должно неизбежно случиться.

О Договоре СНВ и ядерной угрозе

— Хотелось бы затронуть тему Договора о СНВ, который истекает 5 февраля. Какова задача России и США после его окончания?

— Задача — не допустить бесконтрольного увеличения числа ядерных вооружений, найти новый баланс. Об этом заявляет, например, экс-разведчик США Скотт Риттер. Заявление заместителя председателя Совбеза России Дмитрия Медведева говорит о том, что Россия ждет ответа от США по этому договору. Москва пока не получала от Вашингтона предметного официального ответа. Трамп же намекает, что «мы вроде бы не против, но давайте подключим Китай». Мы отвечаем: «Давайте, но тогда подключайте и Великобританию с Францией». Мы тоже можем ставить условия. Мы предложили — ответа пока нет. Трамп не хочет себя связывать, он всегда оставляет свободу рук. Но мне кажется, что даже без договора обе страны могут де-факто придерживаться прежних ограничений. Либо в последний момент администрация США может предложить автоматическое продление на полгода или год для экспертных консультаций. Для Штатов сейчас это не приоритет. Заставить Китай подключиться практически невозможно: у США и России в десятки раз больше боеголовок. Великобритания и Франция тоже скажут: мы суверенные государства, почему должны себя связывать договором, навязанным двумя сверхдержавами? Это тонкий момент. Но ничто не мешает сохранять статус-кво, пока кто-то не сделает резких шагов.

— Сегодня «Часы Судного дня» перевели на 90 секунд ближе к полуночи. Ученые пытаются подтолкнуть к продлению договора?

— Ученые обращают внимание, что любая неопределенность в этой сфере опасна. Все соглашения как раз и заключаются для уверенности, что другие будут соблюдать правила. Отсутствие договора означает свободу действий и потенциальную угрозу.

О призыве миллиардеров повысить налоги

— Еще одно событие на прошлой неделе: почти 400 миллионеров и миллиардеров из 24 стран призвали в Давосе повысить налоги для сверхбогатых. Это признание краха старого порядка?

— Думаю, многие из них осознали, что основная причина социальных конфликтов — колоссальный рост неравенства, который происходит и в богатых странах. Без перераспределения богатства и социальной поддержки трудно сохранять стабильность. Они думают о том, чтобы не допустить потрясений в странах, где размещены их капиталы. Лучше создать систему социальной защиты, «подушку безопасности» для бедных, чтобы не допустить спонтанных протестов. Фраза о том, что «сверхбогатые покупают политические решения», — не новость, они всегда влияли на политику в своих интересах. Но сейчас, судя по всему, речь скорее об обеспечении социальной стабильности, чем о влиянии на кого-то. Грубо говоря, зажрались и понимают, что лучше поделиться небольшими суммами, чем столкнуться с потрясениями.

Об энергетической политике Европы

— В Кремле назвали крайне неразумным полный отказ Европы от российского газа, который вредит самой же Европе. Запасы газа в хранилищах опустились ниже 45%. Для чего это делается, если они видят, что Трамп заставляет покупать дорогой американский СПГ?


— Европа решила довести до конца свою линию по отказу от российских энергоносителей. Они рассматривают альтернативы: газ из Туркменистана через Турцию, иранский газ (если что-то изменится), СПГ из Катара. Они считают, что нельзя останавливаться на полпути. Возможно, они рассчитывают, что Трамп не вечен: в ноябре выборы, и демократы могут отменить некоторые его решения или ослабить давление.

О милитаризации Германии и ЕС

— На этом фоне Германия увеличивает военные расходы рекордными темпами. Если в 2021 году тратили 70 миллиардов евро, то к 2029 году цифра вырастет почти в 2,5 раза. При этом профсоюзы критикуют реформы, увеличивающие рабочее время. Что дальше?

— Германия — одно из первых государств, где возникла сильная система социальной защиты. Немецкие рабочие очень ценят свои права. Увеличение рабочего времени без адекватной компенсации, естественно, вызывает недовольство. Рост военных расходов — это прямой ответ на требование Трампа довести траты всех стран НАТО до 5% ВВП (было 2%). Немцы посчитали и выполняют. То же самое делают другие страны, некоторые даже наперегонки, как прибалтийские государства.

— Это происходит на фоне заявлений Урсулы фон дер Ляйен о подготовке ЕС к возможному конфликту. Евросоюз смягчил долговые правила для финансирования оборонных расходов на 650 миллиардов евро. Они действительно готовятся?


— Мне кажется, должны неизбежно прийти новые люди к власти в Европе — как в отдельных странах, так и на уровне ЕС. Они могут не развернуть политику на 180 градусов, но смягчат антироссийский курс, поняв, что лучше развивать с Россией взаимовыгодные отношения. Заявления же нынешнего руководства — это стремление консолидировать власть, запугать европейцев российской угрозой, оправдать экономические трудности и освоение военных бюджетов. Образ России как «пугала» используется для сохранения своих политических позиций.

О внутренней ситуации в США

— В США возможен частичный шатдаун уже в конце недели из-за споров вокруг финансирования иммиграционной службы. С чего вдруг?

— Это связано с деятельностью иммиграционной и таможенной службы (ICE), которая активизировала аресты и депортации нелегальных мигрантов. На фоне недавних трагических инцидентов демократы используют это против Трампа, заявляя о некомпетентности и нарушениях прав. Они стремятся сократить финансирование силовых структур, на которые Трамп может опереться в случае массовых протестов. Это упреждающие меры.

Об отношениях США и Ирана

— Быстро назревает еще одна проблема — отношения США и Ирана. Американская авианосная группа прибыла недалеко от Ирана. Какие прогнозы?


— Если ружье висит на стене, по законам жанра оно должно выстрелить. США стянули вооружение не для простой демонстрации. Скорее всего, будет нанесен точечный удар по ключевым объектам иранских вооруженных сил: позициям ПВО, местам дислокации КСИР. Цель — дезорганизовать управление и ослабить военный потенциал, как это было с ядерной программой. Масштабной наземной операции не будет — это слишком рискованно.

— Трамп заявляет, что Иран хочет с ним «заключить сделку». Иранцы это отрицают. Что это за риторика?


— Трамп часто говорит так: «Я сильный, я могу обрушить экономику, поэтому, конечно, они хотят со мной договориться». Это способ создать картину, что оппонент слаб и просит о пощаде.

О политике США в Латинской Америке

— Журнал «Уолл-стрит» пишет, что после операции против Мадуро администрация Трампа ищет подходы для смещения власти на Кубе до конца года. Как вам такое развитие событий?
— Об этом давно говорят. После Венесуэлы для США остаются два «раздражителя» — Куба и Никарагуа. На Кубе, островном государстве, зависимом от импорта энергоносителей, это сделать проще: можно ужесточить блокаду. Тогда кубинское руководство окажется перед жестким выбором. Не исключаю, что Трамп заявит: «Куба хочет с нами договориться», и начнутся определенные движения.

— А не многовато ли «раздражителей», которые являются друзьями России?
— Да, у нас давние дружеские, партнерские связи с Кубой, Никарагуа, Венесуэлой. Сотрудничество продолжается. Возможно, Трамп хочет косвенно ударить и по российским интересам, а также по интересам Китая, у которого тоже хорошие связи с этими странами.

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi