Мария Филь анализирует основные тренды общественных настроений

Август для российского общества начался с шоковых новостей, связанных с нападением ВСУ на Курскую область. Первые дни в информационном пространстве царил полный хаос, возникший из противоречий между информационными потоками, идущими от военкоров, Министерства обороны и остальных СМИ. В то же время можно отметить, что массовой паники не возникло, несмотря на очевидное стремление некоторых сил раскачать ситуацию в стране. Можно сделать вывод, что за 2,5 года СВО российское общество обрело иммунитет к различного рода информационным вбросам, большинство людей научилось анализировать информацию и не принимать поспешных решений.
Надо отметить, что реакция на происходящее очень сильно зависела от степени интеграции респондентов в тему спецоперации, в частности, от количества подписок на военные паблики. Однако, несмотря на большие размеры аудиторий ведущих военкоров, эти лидеры общественного мнения не управляют информационной повесткой в стране, хотя такая претензия очевидна.
Поток негативных реакций, характерный для первых дней развития критической ситуации в приграничье, достаточно быстро сменился другим трендом, который продолжает набирать обороты. Это – консолидация с целью противостояния угрозе, помощь соотечественникам и военным. Если информационная цель авантюры Зеленского была направлена на то, чтобы посеять раскол в российском обществе, то она не достигнута, скорее, мы имеем обратный эффект.
Однако успокаиваться не стоит, так как Украина твердо намерена идти по пути эскалации уровня провокаций, которые становятся все более рискованными. Яркий пример – удар беспилотника по градирне Запорожской АЭС. Понятно, что такого рода ходы согласованы с западными кураторами и просчитаны до мелочей, но в жизни всегда есть место неожиданности. Как далеко готовы зайти страны коллективного Запада в опасной игре на повышение, рассчитанной, прежде всего, на информационный эффект, сказать сложно.
Ожидаемо, что в таких условиях уровень тревожности в российском обществе снова будет расти, вопрос только в том, постепенно будет идти этот процесс или показатели подскочат стихийно. Во-первых, все зависит от того, как будут развиваться события, и насколько успешно Россия будет отражать новые атаки, которые будут носить разноплановый и неожиданный характер. Во-вторых, большое значение будет иметь то, удастся ли нормализовать ситуацию в информационном пространстве. В эпоху Интернета сделать это крайне сложно, так как сейчас приходится иметь дело с развитой системой самостоятельных СМИ, которыми по факту являются отдельные блоги, причем интересы у этих СМИ такие же как у традиционных – высокий рейтинг, ради которого идет погоня за горящими информационными поводами. В-третьих, многое зависит от эффективности поддержки людей, пострадавших от действий противника, так как недовольство неизбежно будет распространяться по «сарафанному радио», вне зависимости от степени контроля за источниками массовой информации.
На данный момент общество еще не осознало, имеем мы дело с локальным трагическим эпизодом или новой реальностью. Ответ на этот вопрос зависит от того как дальше пойдут дела. Сейчас пока рано судить о реальном изменении оценок по принципиальным моментам. Однако уже сейчас надо отметить, что уровень внимания к теме СВО в обществе, который в весенне-летний период снизился, снова вырос и эта тема находится в центре общественного интереса.

833c3a33-ed46-4657-bfb5-c52375e7e2ec

Филь М. С.

Эксперт факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова, координатор магистерской программы факультета «Стратегические коммуникации, информационные и гибридные войны»

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi