Сергей Белов, доцент кафедры российской политики ФП МГУ, доктор политических наук
Можно ли по видеоиграм изучать историю? Следует ли государству финансировать создание видеоигр? Как оценить эффективность потраченных денег на производство видеоигры?
В 2024 году мы с коллегами из МГУ и ИНИОН РАН постарались ответить на эти вопросы. Было решено подробно рассмотреть влияние видеоигры «Бессмертная симфония» (о блокаде Ленинграда) на школьников 8–11 классов.
Важно отметить несколько аспектов:
1. Ребята, принимавшие участие в исследовании, еще не изучали на уроках истории тему «Великая Отечественная война»;
2. Видеоигра «Бессмертная симфония» — визуальная новелла на основе реальных событий. Проект повествует об испытаниях, через которые прошли ленинградцы во время блокады, длившейся более двух лет, и знакомит игроков с одной из самых трагических и героических страниц в истории города.
3. Институт Развития Интернета / ИРИ в 2024 году на конкурсной основе финансово поддержал разработку видеоигры «Бессмертная симфония».
Организованный нами формирующий эксперимент состоял из трех ключевых внешних этапов:
А) школьники решали задания ОГЭ и ЕГЭ о блокаде Ленинграда: указывали даты, формулировали определения для терминов и давали развернутую оценку соответствующих событий;
Б) после решения заданий школьники проходили игру «Бессмертная симфония» (игра скачивается бесплатно, а прохождение занимает 3,5–4,5 часа);
В) затем школьники повторно решали вопросы на знание истории блокады Ленинграда.
Сравнивая ответы респондентов до и после прохождения видеоигры, мы пришли к следующим выводам:
- изучать историю по некоторым видеоиграм можно. Подробно ознакомиться с результатами можно на слайдах к этой публикации;
- государству следует поддерживать создание видеоигр;
- эффективность видеоигр можно оценить при помощи количественных критериев не только с точки зрения окупаемости и коммерческой популярности, в т. ч. — путем организации формирующего эксперимента.
Искренне благодарим школьников и их учителей за участие в исследовании!
Выражаем искреннюю благодарность доценту кафедры социологии и психологии политики ФП МГУ, доктору политических наук Антонине Владимировне Селезневой за методическую поддержку при проведении исследования!
Отдельные слова благодарности сообществу Region Media Team за оформление слайдов с результатами эксперимента.
Приглашаем активных учителей к продолжению исследования. Для этого можно написать сообщение Сергей Белов