Политолог оценила позицию БРИКС по украинскому конфликту и реформе Совбеза ООН

#ФП-аналитика

29 апреля в Рио-де-Жанейро состоялось заседание Совета глав МИД БРИКС с участием главы МИД России Сергея Лаврова. Как сообщил министр, особое внимание в ходе встречи было уделено продвижению реформы международных валютно-финансовых институтов и Совета Безопасности ООН.

Кроме того, участники «много говорили об украинской ситуации». Члены БРИКС косвенно вовлечены в процесс украинского урегулирования: ОАЭ предоставили площадку для переговоров в рамках трека Россия-США-Украина, а Китай, Бразилия и Индия выступали с собственными мирными инициативами.

Какое значение для перспектив урегулирования несут эти шаги, в интервью «Евразия.Эксперт» оценила кандидат политических наук, старший научный сотрудник кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Емельянова:

– Наталья Николаевна, каковы ключевые направления развития БРИКС, в чем заключается выгоды России от участия в формате?

– Ключевые направления развития БРИКС соотносятся с базовыми принципами функционирования организации, разделяемыми участниками как минимум в течение последнего десятилетия. Это поддержание глобального мира на основе общепризнанных норм международного права и многостороннего подхода, справедливый общемировой экономический и социальный прогресс, который достигается путем повышения эффективности институтов глобального управления, а также культурно-гуманитарный обмен и научно-технологическое развитие.

На практике это означает следующее. В области глобальной политики речь идет о переформатировании наднациональных регуляторов под задачи формирующегося полицентричного мира, в котором будут более гармонично представлены интересы стран Глобального Юга. Здесь же можно отдельно отметить усиление координации по проблемам, дестабилизирующим мировую политику, таким как радикализм и терроризм, преступления на коррупционной почве, мировая киберпреступность.

В сфере торгово-экономического сотрудничества, обеспечивающего социально-экономический прогресс, базовой установкой является сокращение правовых, технологических и иных барьеров. Так, количество сделок между Россией, Китаем и Индией в национальных валютах постоянно растет. Продолжается обсуждение необходимых оснований для возможного введения валюты и единых платежных систем стран БРИКС.

Наконец, развиваются межкультурные и образовательные обмены, в том числе в рамках Сетевого университета стран БРИКС. На конкурсной основе совместными научными коллективами проводятся исследования в областях знания, определенным ранее участниками в качестве приоритетных.

Россия, разделяя все указанные установки, играет в формате БРИКС, без преувеличения, не просто высокую, а стратегическую роль. Совместно с другими государствами-участниками она задает контуры будущих геополитических изменений, основанных на уходе от практик принятия единоличных политических решений глобального характера. Кроме того, Россия принимает непосредственное участие в увеличении многосторонних торговых обменов, проектировании новых торгово-транспортных коридоров, развитии торгово-экономических цепочек с использованием передовых технологических решений, включая искусственный интеллект.

Отдельным перспективным направлением для Москвы является арктическая повестка неарктических стран БРИКС, стремящихся участвовать в освоении Арктики, совместном использовании ее логистических возможностей. Например, в области оптимизации торговых цепочек мировых маршрутов принципиальное значение приобретает связность маршрутов МТК «Север-Юг» и Северного морского пути, что активно обсуждается.

– БРИКС проводит последовательный курс на укрепление многополярного мирового порядка. В том числе регулярно обсуждается тема реформирования Совета безопасности ООН. Каковы перспективы расширения Совбеза ООН, к каким эффектам для международных отношений это может привести?

– Непосредственно на площадках ООН обсуждение реформирования Совета Безопасности ООН началось не сейчас. Еще в 1997 г. на тот момент генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обозначил план по оптимизации работы организации, вплоть до институциональной трансформации. В течение последующих десятилетий возникали различные коалиции стран внутри ООН, которые предлагали свое видение расширения состава Совбеза ООН как за счет новых постоянных, так и непостоянных членов.

Почему обсуждение вопроса реформирования только усиливается? Это продиктовано необходимостью приведения международных наднациональных регуляторов в соответствии с реальными потребностями глобального развития, в том числе с учетом голосов стран Глобального Юга. Ключевым наднациональным регулятором в мире по-прежнему остается ООН, и страны БРИКС не ставят этот статус под сомнение.

Сейчас активно обсуждается расширение Совета Безопасности ООН за счет стран Африки, высоки шансы получить постоянное членство от Азии в Совбезе у Индии, от Латинской Америки – у Бразилии. Амбиции получить постоянное членство есть также у Японии и Германии. Что касается стран Африки, то в декабре прошлого года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сделал публичное заявление, что две африканские страны на основании решения Африканского союза могут войти в состав Совета безопасности ООН еще до 2026 г., то есть, до окончания его мандата. Все эти процессы приводят к консультациям и многосторонним переговорам на различных площадках, включая такие, как БРИКС.

Однако реформа Совета безопасности ООН в соответствии со статьей 109 Устава ООН требует соблюдения процедуры внесения изменений в Устав организации. Для этого нужен созыв Генеральной конференции ООН. Далее любые изменения Устава, рекомендованные двумя третями голосов участников Конференции, вступают в силу только после ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совбеза.

В пункте 3 статьи 109, правда, есть еще уточнение по созыву Конференции в случае, если она не состоялась до десятой ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи, считая со вступления Устава в силу. Здесь предусмотрен другой механизм, когда Конференция созывается простым большинством членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых семи членов Совбеза. Однако это положение вызывает много споров.

В любом случае, формат БРИКС теоретически может быть использован для дополнительных обсуждений, переговоров и выработки продуктивных позиций, но окончательно вопрос будет решаться непосредственно в ООН.

– Главы МИД стран БРИКС проводили встречу на фоне активного обсуждения урегулирования украинского конфликта. С мирными инициативами выступают и страны оргазизации. В чем особенности позиции стран БРИКС по украинскому конфликту?

– Важно подчеркнуть, что страны БРИКС не присоединялись к санкционному давлению на Россию, не голосовали за осуждающие действия России резолюции в ООН.

Было несколько моментов в 2022 г., когда Бразилия голосовала за антироссийские резолюции по украинскому кризису, однако впоследствии она достаточно быстро изменила свою позицию. В целом страны БРИКС официально выступают за мирное урегулирование конфликта. Высшие должностные лица Китая и Индии не в контексте конфликта, но более масштабно нередко рассуждают на темы несправедливого миропорядка и различных действий коллективного Запада, представляющих угрозу международной безопасности. Кроме того, Пекин в 2023 г. предлагал свои 12 пунктов возможного мирного урегулирования. В целом позицию стран БРИКС по украинскому конфликту можно обозначить, как позитивный нейтралитет. Москва при этом логично рассматривается как ключевой участник переговорного процесса.

– Каковы перспективы участия стран БРИКС в мирном процессе?

– Позиция позитивного по отношению к России нейтралитета Китая и стран, которые можно считать основными голосами Глобального Юга, уже продуктивно повлияла на оценки конфликта. Еще с начала конфликта было много разговоров о том, что одна из стран БРИКС может стать площадкой для мирных переговоров. В этом контексте нередко обсуждалась возможная роль Индии. Западные страны пытались также сделать ее потенциальной площадкой так называемого «саммита мира», но со стороны Нью-Дели было обозначено, что переговоры без участия Москвы не имеют смысла.

В итоге, как известно, возможности для начала переговорного процесса между США и Россией по украинскому кризису были предоставлены ОАЭ – членом БРИКС с 1 января 2024 г.

Страны БРИКС, таким образом, очевидно, будут приветствовать любые позитивные продвижения в мирном урегулировании. Но совершенно маловероятно, что они будут выступать в качестве отдельных участников переговорного процесса, помимо России, конечно.

– Страны БРИКС выступают за взаимный учет интересов сторон конфликта, не видят перспектив урегулирования без учета интересов России. Новая администрация президента США также демонстрирует настрой на конструктивный диалог. Как в этих условиях в БРИКС воспринимают позицию ЕС на продолжение военной поддержки Украины и неготовность к компромиссу с Россией?

– Вряд ли мы услышим какие-то резкие официальные осуждения. Но среди политических руководителей стран БРИКС есть важное понимание того, что военная поддержка – это тупиковый путь. В ЕС это молчаливое неодобрение, думаю, осознают.

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi