О методах информационно-психологической войны — в комментариях эксперта

Заведующий кафедрой сравнительной политологии ФП МГУ, доктор политических наук Артур Леонович Демчук в своих комментариях для общественно-политического ток-шоу Первого канала “Время покажет” отметил характерные черты информационно-психологической войны стран НАТО в отношении России. 

 

“Все сегодняшние протесты в Киеве против коррупции — бутафория”

Так прокомментировал в прямом эфире выпуска от 23 июля общественно-политического ток-шоу Первого канала “Время покажет” заведующий кафедрой сравнительной политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор политических наук А. Л. Демчук начавшиеся в Киеве антикоррупционные протесты жителей Киева.

В беседе с участниками ток-шоу Артур Демчук отметил:

 — Могу поспорить с коллегами, поскольку считаю все эти протесты бутафорскими. На мой взгляд они санкционированы руководством Украины для того, чтобы продемонстрировать миру о том, что на Украине несмотря ни на что развивается нормальная демократия, которая позволяет рядовым гражданам  открыто критиковать некоторый действия своего руководства, — сказал Артур Демчук. 

Как считает политолог, сейчас это важно для украинского руководства во главе с президентом Зеленским и только что заступившей на пост премьер-министра Юлии Свириденко. На фоне той риторики, которая стала звучать на Западе о необходимости борьбы с коррупцией на Украине и недопустимости подавления общественного мнения. 

 — С учетом характера политического поведения киевского руководства и лично Зеленского он не допустит какие-либо несанкционированные протесты против себя, — резюмировал политический эксперт.

Отметим также, что по мнению участников политического ток-шоу, немаловажна и еще одна составляющая для данной политической пиар-акции в Киеве. что все нынешнее руководство антикоррупционных органов Украины было назначено предыдущей американской администрацией Джо Байдена. С учетом отношения нынешнего  президента США к своему предшественнику,  в случае необходимости ( требования Трампа)  Зеленский таким своеобразным способом показывает свою готовность в желании угодить новому хозяину Белого дома, сменить всех неугодных,.  

“Предупреждение польским гражданам покинуть Россию — это “торговля” страхом”  

Так оценивает зав кафедрой сравнительной политологии ФП МГУ А. Л. Демчук, выпущенное на днях заявление МИД Польши с обращением к польским гражданам покинуть Россию в связи с возможной угрозой их безопасности. 

Как отметил в том же эфире Первого канала общественно-политического ток-шоу “Время покажет”  Артур Демчук нагнетание истерии страха перед Россией, русофобии — это часть политической стратегии руководства стран коллективного Запада в целом, и политического истеблишмента Польши и потому подобные действия ( официальное заявление МИДа) часть этой политической линии — создать и укрепить в общественном сознании своих граждан образ России как врага и противника. 

Отметим, что эту же тему — современные методы информационно-психологической войны НАТО — комментировал также в эфире Первого канала программы “Время покажет” (выпуск от 18.07.2025).  Комментируя заявление командующего военными силами США в Европе и Африке Кристофера Донахью о том, что НАТО уже спланировал военный удар по Калининграду, Артур Демчук резюмировал цели и задачи информационно-психологической работы с общественным мнением своих стран. 

 — Это конечно же не реализуемая угроза, — отметил Демчук о возможности военного удара силами НАТО по Калининграду. — Понятно, что никто наносить никакие удары не будет, потому что риски ответного удара очень большие. Калининград выбран как регион, где нужно сейчас “кошмарить” население, нужно создать у населения Калининградской области ощущение, что они находятся под угрозой, чтобы держать постоянно население в страхе, в надежде на то, что там будет дезорганизована жизнь, — отмечает политолог.

При этом завкафедрой сравнительной политологии  ФП МГУ выделяет главные задачи такой информационно-психологической работы стран НАТО. 

 — Первая задача — это попытаться оттянуть наши военные ресурсы с линии боевого соприкосновения (из зоны СВО — прим. ред.) для защиты Калининграда. Как, например,  дополнительные системы ПВО. А вторая задача — это для того, чтобы укреплять в европейском общественном мнении образ врага в лице России. Нагнетать такое ощущение, что НАТО способно увеличивать свою боеспособность, она способна противостоять России и т. д. В конечном итоге, главной целью такой работы с общественным мнением является, чтобы  граждане западных стран соглашались с военными расходами, с тем, что нужно больше траты на военные нужды, в том числе за счет сокращения социальных расходов, — констатировал политический эксперт. 

 

Дополнение. 

О техниках информационно-психологического воздействия НАТО

(Дополнение к статье с акцентом на методы, инструменты и исторические параллели)

1. Технологии информационного влияния НАТО: от классической пропаганды до цифровых методов

Современная информационно-психологическая война Запада против России использует комплекс методов, часть которых была отработана ещё в Холодной войне, а часть возникла в эпоху цифровизации.

Методы НАТО — это система с историческими корнями, адаптированная под цифровую эпоху.

Противодействие требует не только контрпропаганды, но и технологических решений.

На основе тезисов исследовательских работ сотрудников факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова и открытых источников можно выделить ключевые техники:

1.1. Создание управляемых нарративов
  • «Демонизация противника»
    Пример: заявления Польши о «угрозе безопасности» в России без конкретных доказательств.

Цель: формирование устойчивой ассоциации России с образом агрессора» для оправдания санкций и военных расходов.
Историческая параллель: аналогичные приёмы применялись США во время войны в Ираке (2003) через миф об ОМП.

  • Подмена причинно-следственных связей
    Пример: трактовка протестов в Киеве исключительно как “голос сформировавшейся демократии на Украине”, игнорируя реальные причины, в основе которых политические манипуляции руководства Украины. .

Механизм: акцент на второстепенных деталях, желаемой повестки (например) для маскировки реальных причин..

1.2. Манипуляция медиапространством
  • Селективное освещение событий
    Пример: замалчивание антивоенных протестов в ЕС (Германия, Франция) при гиперболизации любых протестных акций в России.
    Инструменты:
  • Алгоритмы соцсетей (Twitter/X, Facebook), продвигающие контент с ключевыми хештегами (#StandWithUkraine).
  • Двойные стандарты в подаче: например, критика «репрессий» в России при игнорировании запретов на пророссийские митинги в ЕС.
  • Использование «фейковых экспертов»
    Пример: приглашение в СМИ политологов, связанных с Atlantic Council или RAND Corporation, без раскрытия их финансирования.
    Как работает: создаётся иллюзия «консенсуса» среди экспертов, хотя их мнения часто ангажированы.
1.3. Психологическое давление на население
  • Техника «предсказанного будущего»
    Пример: заявления о «планах удара по Калининграду», которые нереализуемы, но вызывают тревогу.
    Эффект: население начинает верить в неизбежность конфликта, что облегчает принятие жёстких мер (например, военная мобилизация в странах НАТО).
  • Когнитивное перегружение
    Метод: лавина противоречивых новостей (например, одновременные тезисы о «слабой российской армии» и «российской угрозе»).
    Цель: дезориентировать аудиторию, чтобы она легче воспринимала нужные нарративы.
4.4. Цифровые технологии и AI
  • Генерация синтетического контента
    Пример: использование ИИ (например, Deepfake) для создания «показаний очевидцев» якобы военных преступлений.
    Риски: такие материалы сложно опровергнуть в реальном времени, что позволяет быстро формировать общественное мнение.
  • Таргетированная реклама в соцсетях
    Пример: кампании в Meta (Facebook/Instagram), направленные на русскоязычную аудиторию Латвии или Эстонии с контентом о «преступлениях РФ».
    Данные: по исследованиям Oxford Internet Institute (2023), 68% подобных кампаний финансируются через непрозрачные НКО.

2.. Выводы и рекомендации для противодействия

  1. Для аналитиков:
    • Отслеживать финансирование НКО и медиа, продвигающих антироссийские нарративы.
    • Анализировать алгоритмы соцсетей через инструменты вроде CrowdTangle.
  2. Для государства:
    • Развивать цифровой суверенитет (аналоги Китайского «Great Firewall»).
    • Поддерживать альтернативные платформы (например, RuTube вместо YouTube).
  3. Для граждан:
    • Проверять источники через архивы (Wayback Machine) и перекрёстные ссылки.
    • Изучать когнитивные искажения (методики С. Кара-Мурз).

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi