Будущее политической науки в эпоху видеоигр и геймификации

Будущее политической науки в эпоху видеоигр и геймификации

В Российском университете дружбы народов в онлайн-формате состоялся круглый стол-презентация тематического номера журнала «Вестник РУДН. Серия: Политология», посвященного теме «Политическая наука об играх». Мероприятие объединило ведущих политологов страны для обсуждения влияния игр и геймификации на политические процессы, образование и сознание молодежи.

Организаторами выступили  Российское общество политологов, Российская ассоциация политической науки, сравнительной политологии РУДН и редакция журнала «Вестник РУДН. Серия: Политология».

В начале мероприятия с приветственным словом выступили главный редактор журнала, профессор Юрий Михайлович Почта, и ответственный редактор, доцент Дарья Борисовна Казаринова. Приглашенный редактор номера, профессор МГУ Сергей Игоревич Белов, поблагодарил коллег за инициативу и отметил важность фокуса на различных проблемах геймификации.

Факультет политологии Московского университета в научном мероприятии представили и выступили  авторы публикаций тематического номера журнала “Вестник РУДН. Серия: Политология”   профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, директор Российского общества политологов Игорь Иванович Кузнецов, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова доктор политических наук Сергей Николаевич Федорченко, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Антонина Владимировна Селезнева

Ключевые тезисы дискуссии:

Участники круглого стола выделили основные тренды и перспективные направления для исследований на стыке политологии и game studies.

  • Геймификация в образовании и политике. Профессор Антонина Селезнева и другие эксперты подчеркнули высокий потенциал игровых практик для повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс и для политического просвещения. Молодежь сама формирует запрос на внедрение таких форматов.
  • Игры как инструмент политики и мобилизации. Доцент Илья Туркин отметил, что многопользовательские игры и киберспорт стали пространством для символической политики и политических заявлений. Дарья Шлыкова привела примеры прямой политической активности в метавселенных, таких как акция «Бессмертный полк» в Minecraft.
  • Междисциплинарность и этические вызовы. Дiana Будко отметила, что тема игр является междисциплинарной, но в России она еще не институционализирована, в отличие от Запада. Станислав Каминский поднял острые этические вопросы о границах допустимого при переносе травматичных исторических событий в игровое пространство.
  • Скрытое влияние и мобильный гейминг. Кандидат наук Дмитрий Качусов представил данные исследования, показывающие, что молодежь отрицает прямое политическое влияние игр, однако оно осуществляется косвенно – через сообщества и дискуссии вокруг них. Николай Скипин акцентировал внимание на колоссальном влиянии мобильных игр (например, PUBG Mobile) на формирование ценностей и политических нарративов в развивающихся странах.
  • Технологические перспективы и риски. Профессор Сергей Федорченко указал на перспективы использования игровых симуляторов (от политических систем до городского планирования) и искусственного интеллекта. При этом он, как и другие участники, выделил риски использования игровых механик экстремистскими организациями для вербовки молодежи.

Итоги и векторы развития

По итогам обсуждения были сформулированы перспективные направления для дальнейших исследований:

  • Анализ киберспорта и метавселенных как новых политических пространств.
  • Изучение мобильного гейминга и его влияния на ценности молодежи в незападных контекстах.
  • Исследование использования игр политическими элитами и активистами.
  • Разработка этических рамок для отображения реальных политических и исторических событий в играх.
  • Систематизация данных об игроках и их предпочтениях.

Сергей Игоревич Белов, доктор политических наук, профессор кафедры российской политики ФП МГУ, в своем аккаунте в социальной сети ВК кратко резюмировал итоги презентации, в контексте актуальных задача научного направления: 

«Тема ядерной угрозы в западных видеоиграх 1980-х – 1990-х гг.» — так назывался мой доклад на научном семинаре «Символ ядерной угрозы в массовой культуре Холодной войны» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург 12 сентября.

Тезисы моего доклада:

в 1980-х – 1990-х гг. геймдизайнеры начинают брать образы и референсы для своих видеоигр не только из художественных фильмов, но и из ранее созданных видеоигр. Например, создатели «Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game» (1997 г.) во многом опирались на игру «Wasteland» (1988).

в этот же период режиссеры фильмов начинают за основу своих произведений брать не только другие фильмы, но и ранее выпущенные видеоигры.

в американских фильмах и видеоиграх рассматриваемого двадцатилетия демонстрировалось, что США, если и готовы использовать атомное оружие, то только как ответный удар, но первыми никогда не атакуют.

при изображении советской / российской угрозы в видеоиграх 1980-х – 1990-х гг. геймдизайнеры использовали старые шаблоны и клише Холодной войны для формирования образа врага.

1990-е в американских видеоиграх советский / российский враг стал менее опасным (по сравнению с тем, каким показывался враг в 1980-е). Так, например, в игре «Missile Command» (1980 г.) советские ракеты неизбежно уничтожали ключевые города штата Калифорния – Юрику (Эврику), Сан-Франциско, Сан-Луис-Обиспо, Санта-Барбару, Лос-Анджелес и Сан-Диего. В видеоиграх 1990-х советские / российские ракеты уже не достигали американских городов. Однако были игры, сюжет которых разворачивался в мире после уже случившейся атомной войны.

Отдельные слова благодарности за содружество и сотворчество Олегу Вячеславовичу Рябову (сопредседатель Оргкомитета – НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, ведущий научный сотрудник, д. филос. н.).

Познакомиться с материалами номера можно по ссылке:
Том 27, № 2 (2025) – Вестник РУДН. Серия: Политология «Политическая наука об играх»

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi