Вызовы для немецкой экономики: позиции политических партий ФРГ
аспирант факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова
На протяжении последних лет экономические вопросы становятся все более острыми для немецкого общества. Первые ощутимые изменения последовали после мирового экономического кризиса 2008 года. Хотя ФРГ перенесла его относительно легко, с рецессией лишь в период с конца 2008-го по начало 2009 года, именно на Германию легла основная тяжесть по финансовой поддержке пострадавших от кризиса членов Еврозоны.
Миграционный кризис 2015–2016 годов стал второй серьезной проверкой для немецкой экономики и социальной сферы. Раскол внутри немецкого общества стал особенно заметен в восточных землях (на территории бывшей ГДР), где уровень доходов, заработной платы и социальной поддержки традиционно ниже, чем на западе страны. Экономическая ситуация в самой развитой стране Европейского союза оказалась не такой стабильной, как это представлялось ранее. Западные немцы в полной мере ощутили последствия кризиса несколько позже, когда нагрузка на социальную инфраструктуру достигла критических значений.
Решение об отказе от российской нефти и газа после начала СВО стало очередным мощным ударом по благосостоянию немецких граждан и национальной экономике. Крайне выгодные и дешёвые энергоресурсы из России, на которых во многом строилось «экономическое чудо» ФРГ во второй половине XX века, пришлось срочно заменять. Альтернативные поставки оказались значительно дороже, что подстегнуло инфляцию и снизило конкурентоспособность немецкой промышленности.
Политические партии Германии предлагают различные, зачастую противоположные, пути реформирования экономической системы. Однако их предложения либо не рассматриваются как первоочередные, либо, по мнению критиков, могут усугубить существующие проблемы.
Партийный спектр и экономические стратегии
«Зелёные» (Bündnis 90/Die Grünen). Их программа реформ нацелена на достижение углеродной нейтральности и полный переход на возобновляемые источники энергии. Находясь у власти с начала 2000-х годов, партия добилась поэтапного отказа Германии от атомной энергетики, в то время как соседняя Франция продолжает активно использовать АЭС. Планируется полный отказ от добычи и использования угля к 2030–2038 годам (сроки неоднократно переносились). Кроме того, «Зелёные» выступают за продолжение либеральной миграционной политики и соответствующее финансирование. Подобный курс вызывает растущее недовольство, в частности, среди немецких фермеров, регулярно устраивающих акции протеста. Однако партия сохраняет прочную поддержку среди жителей крупных мегаполисов.
Свободная демократическая партия Германии (СвДП, FDP). Партия занимает наиболее радикальную позицию в вопросах бюджетной экономии и либеральных реформ. Её приоритеты — сокращение социальных пособий, снижение налоговой нагрузки, приостановка «зелёной» энергетической политики, стимулирование частных инвестиций в промышленность и сокращение государственного долга. Однако на выборах 2025 года СвДП не смогла преодолеть 5%-ный барьер для попадания в Бундестаг.
Левый фланг: СДПГ, «Левые» и BSW. Социал-демократы (СДПГ), «Левые» (Die Linke) и новый «Союз Сары Вагенкнехт» (BSW) объединены общей социально-ориентированной повесткой. Они выступают за большее перераспределение доходов, сохранение сильного социального государства,
прогрессивное налогообложение и привлечение частных инвестиций. Эти партии голосовали за отмену «долгового лимита» (правила о недостаточном финансировании) и предлагали ввести «кризисный взнос» для наиболее состоятельных граждан как инструмент экстренного пополнения бюджета. При этом BSW делает особый акцент на необходимости возвращения к выгодной торговле с Россией и другими странами, от которых Германия отказалась под давлением санкций.
Христианско-демократический союз (ХДС, CDU). Партия представляет собой сплав различных подходов. С одной стороны, она поддерживает налоговые реформы, но в основном для граждан с низкими доходами. С другой — предлагает освободить от налогов доходы от переработки продукции, а для промышленных предприятий снизить налоговую ставку до 25%, чтобы привлечь новые инвестиции. При этом ХДС в целом поддерживает курс «Зелёных» на «зелёную» энергетику, включая увеличение сборов с автомобилей с ДВС. Также партия выступает за масштабное реформирование и развитие немецкого ВПК, видя в нём новый локомотив для экономики.
«Альтернатива для Германии» (АдГ, AfD). Партия занимает жёсткую позицию: выступает за отмену пособий для мигрантов, возвращение к выгодным торговым связям (в первую очередь с Россией) и полный отказ от санкционной политики, которая, по их мнению, «душит» немецкую экономику. АдГ требует отмены всего «зелёного» законодательства и связанного с ним налогового бремени.
Заключение
В целом можно констатировать, что нынешняя «коалиция» ХДС/ХСС и СДПГ, несмотря на наличие общих черт в подходах к экономическим проблемам, будет в значительной степени опираться на новые возможности для госзаимствований, открывшиеся в 2025 году. Обе партии рассматривают развитие военно-промышленного комплекса как одну из ключевых опор будущей немецкой экономики.
Говоря о социальном государстве, мы наблюдаем концептуальный сдвиг: эпоха «общего блага» для всех, вероятно, подходит к концу. Государство все в большей степени намерено поощрять лишь тех, кто работает на его стратегические интересы, центральным элементом которых становится развитие оборонного сектора. Это знаменует собой глубокую трансформацию самой модели социально-рыночного хозяйства Германии.







