Ответственные исполнители: В.А. Гуторов, М.А. Лагузова, О.А. Пак, А.А. Ширинянц
О проекте
Актуальность. В современной социальной теории и политико-философском дискурсе понятия «справедливость» и «социальное государство» составляют теоретическую диаду, на основе которой формируются различные концептуальные модели «справедливого общества». Справедливое общество — это нормативная идея, выражающая представление о том, каким общество «должно быть». При всех ее разнообразных трактовках она неотделима от таких понятий как «справедливость», «равенство», «свобода» и ряда других. В философском дискурсе она представляет собой проекцию той или иной концепции справедливости на социальные отношения вообще и отдельные страны, в частности. Вопрос — Что такое справедливое общество?, сформулированный однажды в «Государстве» Платона, с тех пор постоянно обозначается в различных системах политической философии — от Джона Стюарта Милля до Юргена Хабермаса, Джона Ролза и Роберта Нозика. Политики и политические теоретики в странах западной «либеральной демократии» постоянно использовали эту идею в различных смыслах и контекстах (Л. Джонсон, П. Трюдо и др.), но ещё со времен Д.С. Милля она, по большей части, связана с рядом нормативных принципов, в основе которых лежат требования предоставить людям жить своей жизнью, пока они не нарушают прав других, пропорционально распределять общественные ресурсы на основе социальной справедливости. Явления, вызывающие «дефицит справедливости», либерально настроенные политики обычно рассматривают как временные и преходящие, ссылаясь на примеры глубинных кризисов на Балканах или в странах Африки, Латинской Америки и т.д.
На рубеже XX–XXI вв. теоретические подходы к концепции и самому понятию «справедливость» подверглись существенному пересмотру. В наши дни социальная справедливость как политический лозунг становится все более универсальным требованием, предъявляемыми общественными движениями, политическими партиями и группами к способу организации и функционирования социума. Это требование является более или менее естественным развитием либерального гражданского права. Для того чтобы гражданские права, за которые упорно боролись идеологи Просвещения, такие как право на свободу мнений, свободу ассоциаций, свободу религии и свободное развитие личности, могли стать действенными в реальных социальных условиях, требуется нечто большее, чем юридические гарантии этих прав. Требуется также юридическая гарантия средств, которые могут быть использованы для реализации этих свобод. Эффективность гражданских свобод предполагает наличие реальных социальных прав, гарантирующих, что у каждого индивида есть хотя бы минимальные ресурсы, необходимые для конкретного использования прав, предоставленных in abstracto. Дальнейшая трансформация гражданских свобод в эффективные социальные права — всемирно-исторический процесс. Именно поэтому и далеко не случайно «социальная справедливость» стала одним из наиболее часто используемых политических лозунгов, наряду со «свободой» и «равенством». В современных масс-медиа постоянно продуцируются «подозрения» и скептические утверждения суть которых состоит в том, что справедливость, равно как и другие, обозначенные выше понятия, является «пустым звуком», который можно наполнить любым содержанием для реализации своекорыстных интересов. Сторонники такого подхода обычно утверждают, что в настоящее время невозможно сформулировать «авторитетное» определение социальной справедливости. Любое из определений не может считаться авторитетным и «общеобязательным» и едва ли существуют какие-либо основания рассматривать различные виды социального неравенства — особенно если они затрагивают кого-нибудь лично — как «социально несправедливые» или «дискриминационные».
Обозначенные выше положения имеют принципиальное значение для анализа эволюции современных концепций справедливости и социального государства.
Цель. Исследование исторических, теоретических, эпистемологических и методологических вопросов, связанных с проблемой взаимосвязи категорий «справедливость», «социальная справедливость» и «социальное государство» в истории социально-политической мысли. Критический анализ эволюции концепций справедливости и социального государства в современных направлениях политической науки и политической философии. Разработка аналитических принципов исследования социально-политических, этических и идеологических аспектов функционирования теоретических моделей справедливости и социального государства в современных национальных и глобальных дискурсах.
Результаты исследования
Проанализированы многообразные теоретические аспекты эволюции классической концепции справедливости и социального государства, сформировавшейся в эпоху раннего европейского модерна. Выявлено общее и особенное в трактовках справедливости и социального государства представителями мировой и российской социально-политической мысли XVI–XX вв. Выявлены философские, этические, идеологические и политические противоречия и парадоксы идеи справедливости условиях глобального кризиса общественного сознания и ценностей в современном мире. Изучены различные аспекты влияния концепций социальной справедливости на различные направления либеральной, консервативной и социалистической идеологий и соответствующих моделей социальной политики; выявлены идеологические истоки и специфические особенности споров между сторонниками различных версий социального либерализма, коммунитаризма, неолиберализма и социализма.
Рассмотрены в теоретическом и практическом плане перспективы формирования новых теоретических моделей социального государства и социальной политики всеобщего благосостояния в структуре эволюции современных концепций открытости, солидарности и политического участия. Изучены и проанализированы современные теоретические интерпретации концепции «благосостояния» в плане их воздействия на современные теорию и практики социального государства; выявлены и проанализированы проблемы воздействия различных концепций справедливости и социального государства на формирования современных моделей образования и образовательной политики.
Осуществлен сравнительный теоретический анализ функциональной роли категорий справедливости и социального государства в политических дискурсах США, Западной Европы и России; исследованы актуальные аспекты критической теории, связанные с проблемой проверки гипотез о состоятельности основных направлений современных либеральных и неолиберальных трактовок справедливости и государства, их «эволюционных» и «когнитивных» пределов (гипотеза Ф.Н. Фариа).
Исследована эволюция дискуссий вокруг различных аспектов теории и политики всеобщего благосостояния в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы; проанализированы основные тенденции и факторы формирования и реализации концепции социального государства в современной России; на основе анализа российских СМИ, публикуемых статистических данных выявлен современный уровень восприятия идеи социальной справедливости как ценности в российском общественном сознании и политическом дискурсе.
В рамках исследования различных аспектов интерпретации идей социальной справедливости и социального государства в современном российском политическом дискурсе: адаптированы теоретические гипотезы и идеи современных специалистов в области исследования концептов справедливости и государства в соответствии с задачами проекта; выявлены идентификационные риски, связанные с конфликтогенным потенциалом конкурирующих символических политик и способами его нивелирования на мировом, региональном и национальном уровнях; осуществлен анализ современных тенденций отечественных дискуссий о роли и значении идеи справедливости на примере визуальных репрезентаций значимых исторических и социальных событий, персоналий; выявлены и проанализированы наиболее эффективные способы имплементации идеи социальной справедливости в культурные и символические практики, применяемые в качестве средств воспроизведения национального метанарратива социальной справедливости и конструирования политической идентичности; полученные результаты исследования внедрены в сферу образования и науки с целью улучшения подготовки студентов, аспирантов и повышения квалификации специалистов в области политических, исторических и социологических наук.
Выявлено значение аксиологической парадигмы в современной политической философии для анализа связи между субъективным характером и объективным статусом ценностей; исследованы многочисленные противоречия либеральных трактовок справедливости и социального государства; выявлены особенности интерпретации идеи общественного благосостояния в рамках парадигмы социальной этики, а также парадигм конфликта и «культурных войн»; исследованы дискурсивные аспекты анализа справедливости и государства.
Реализована программа изучения спектра ценностных восприятий российской студенческой молодежью идеи социальной справедливости.
В результате проведенного исследования разработаны практические рекомендации по внедрению эффективных технологий формирования гражданской и национальной политической идентичности, которые позволят преодолеть ценностные конфликты и разрывы, связанные с реализацией отечественной модели социального государства.
Опубликовано 15 статей в журналах и сборниках, в том числе, в журналах Q1 — 2, Q2 – 2, РИНЦ – 11; проведена научная конференция.

Руководитель проекта
Андерсон Кирилл Михайлович
профессор кафедры истории социально-политических учений
Почётный профессор факультета политологии мгу имени м.в.ломоносова