Историко-политическое измерение корпуса текстов русской художественной литературы второй половины XIX в. (2018-2020 гг.)
Руководитель проекта: к.полит.н., доцент кафедры истории социально-политических учений Б.А. Прокудин
Проект РФФИ 18-311-00344
Общая аннотация проекта
Исследование направлено на изучение различных форм появления и бытования политических идей в русской художественной литературе и их влияния на социально-политическую ситуацию, представляет собой своеобразное измерение корпуса текстов второй половины XIX в. Это влияние в нашей научной литературе крайне недооценено и мало изучено.
Специальных исследований, которые анализируют художественные произведения с точки зрения их политического содержания, идейного взаимодействия и политического влияния, крайне мало. Тема «литература и политика» иногда поднимается в исследованиях филологов или историков, однако история социально-политических идей в русской художественной литературе еще ни разу не становилась предметом комплексного исследования в рамках политической науки. Обращение к этой теме позволит представить более полно содержание общественной борьбы XIX века и ее воплощение в политической реальности и отражение в умах. Исследование полезно для историков социально-политической мысли, так как в нем планируется показать идеи в их развитии и динамике, а не привычной статике, таким образом проясняя интеллектуальный контекст эпохи. Подобные исследования в российской науке на сегодняшний день отсутствуют, и проект призван заполнить эту лакуну.
Ожидаемые результаты проекта
В результате исследования должен быть представлен комплексный анализ истории социально-политических идей в русской художественной литературе второй половины XIX в. и их влияния на общественное сознание и политическую реальность, в том числе:
— раскрыт биографический контекст написания того или иного важного «политического» романа, набор идей, исследуемых в тексте;
— показана на основе анализа конкретных художественных произведений их связь с важнейшими идеологическими течениями в русской политической мысли России XIX в.,;
— определена степень воздействия идей, высказанных на страницах художественных произведений на российское общество второй половины XIX в., а также их влияние на социально-политическую реальность;
— показано, чем то или иное художественное произведение может быть полезно сегодня.
Результаты исследования будут опубликованы в ведущих рецензируемых журналах и представлены на международных форумах. Достигнутый результат позволит представить более полно содержание общественной борьбы XIX века и ее воплощение в политической реальности.
Кроме того, на основе полученных результатов будет создан курс научно-популярных лекций на портале интернет-журнала «ПостНаука», способствующих популяризации темы исследования.
Результаты первого года исследования (март 2018- март 2019 гг.)
Проект посвящен историко-политическому измерению и анализу корпуса текстов русской художественной литературы второй половины XIX в. с опорой на семнадцать основных авторов романов и повестей, отобранных руководителем проекта и имеющих очевидное политическое содержание. В течение первого года реализации проекта уточнена методология исследования, включающая историко-политологический метод, метод анализа литературных произведений и историко-политологической реконструкции, а также приемы политико-текстологического анализа, проведен анализ историко-политического измерения корпуса текстов русской художественной литературы периода подготовки Великих реформ (1848-1861 гг.) (результаты методологического анализа опубликованы в статье «Специфика выражения общественного идеала в русской художественной литературе XIX в.: понятие полифонии»). В блок исследуемых авторов и произведений вошли такие тексты, как роман А.И. Герцена «Кто виноват?» (1846), сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» (1852), произведение С.Т. Аксакова «Семейная хроника» (1856) и роман И.А. Гончарова «Обломов» (1859). По результатам исследования опубликованы две статьи в рецензируемых журналах, в которых представлен историко-политический анализ романа «Кто виноват?» А.И. Герцена (статья «Феминистская повестка первого русского политического романа») и сборника «Записки охотника» И.С. Тургенева (статья «Общественный идеал в “Записках охотника” И. С. Тургенева: историко-политологический анализ»). Результаты работы также представлены в 2 докладах на научных конференциях, материалы которых также опубликованы. В рамках популяризационной составляющей проекта, которой уделено значительное внимание, составлена программа научно-популярного лекционного курса для интернет-журнала «ПостНаука» под названием «Русские классики глазами лошади, собак и бабочек». В 2018 году две из восьми лекций, запланированных по программе, были записаны и опубликованы на портале «ПостНаука». Таким образом, план исследования на первый год полностью реализован, опубликовано 5 работ, в том числе в журнале, индексируемом в WoS, сделано 2 доклада, подготовлена программа научно-популярного курса лекций, записано 2 лекции.
Результаты второго года исследования (март 2019 – март 2020 гг.)
В течение второго года реализации проекта была продолжена работа по изучению историко-политического измерения корпуса текстов русской художественной литературы второй половины XIX века. В блок исследуемых авторов и произведений вошли такие тексты, как автобиографический роман С.Т. Аксакова «Семейная хроника» (1856), роман И.А. Гончарова «Обломов» (1859), романы Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1877) и «Воскресение» (1899). По результатам исследования опубликованы две статьи в рецензируемых журналах, в которых представлен историко-политический анализ произведения С.Т. Аксакова «Семейная хроника» (статья «“Семейная хроника” С.Т. Аксакова как патриархальный идеал крепостного строя и приговор ему: историко-политологический анализ» (в соавторстве с Д.А. Прокудиной)) и романа И.А. Гончарова «Обломов» (статья «Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский о романе И.А. Гончарова “Обломов”: историко-политологический анализ»). В продолжении темы политических идей в романе «Обломов» была опубликована статья: «Общественный идеал в романе И.А. Гончарова “Обломов”». Результаты работы представлены в 5 докладах на научных конференциях, материалы которых также опубликованы. На базе интернет-журнала «ПостНаука», посвященного современной фундаментальной науке, запущен лекционный курс, написанный по результатам реализации Проекта по теме социально-политические идеи в русской художественной литературе. Кроме того, подготовлена рукопись монографии: «Социально-политические идеи в русской художественной литературе второй половины XIX века» объемом 6,5 п.л.
Опубликованные научные работы
Прокудин Б.А. Феминистская повестка первого русского политического романа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2018. № 44. С 224- 238. СКАЧАТЬ
Эта статья ― попытка интерпретировать роман А.И. Герцена «Кто виноват?» в контексте генезиса русского феминизма. В первой части работы ― история взаимоотношений Александра Герцена и его жены Натальи в период 1841-1845 гг., когда по итогам семейного кризиса Герценом были сформулированы основные положения русского феминизма, центральным понятием которого станет ― «деятельность». Во второй части проводится анализ романа «Кто виноват?», написанного в тот же период, в котором Герцен пытался представить в художественной форме основные выводы своей феминистской концепции. В статье отмечается, что «семейная» линия романа стала наиболее востребована читающей публикой в конце 1850-х ― начале 1860 гг., тогда, под влиянием появившегося «женского вопроса», феминистские идеи Герцена стали иметь влияние на общественно-политическую повестку. Ключевые слова: А.И. Герцен, «Кто виноват?», феминизм, русский радикализм, политический роман.
Прокудин Б.А. Общественный идеал в «Записках охотника» И.С. Тургенева: историко-политологический анализ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 2018. № 2. Т. 14. 226-245. СКАЧАТЬ
В статье предпринята попытка реконструировать общественный идеал И. С. Тургенева 1840–1850 годов, выраженный в сборнике рассказов «Записки охотника», с помощью историко-политологического анализа. В первой части статьи показано, как на Тургенева повлияли основные социально-политические концепты Ж.-Ж. Руссо, как идеи естественного состояния и естественного человека, нашедшие отражение во многих рассказах «охотничьего» цикла, связаны с представлениями Тургенева о необходимых преобразованиях российского общества. Анализ сборника «Записки охотника» дает возможность уточнить специфику отношения Тургенева к крестьянскому вопросу накануне отмены крепостного права. Рассказ «Муму», написанный в 1852 г., сразу после выхода «Записок охотника» отдельным изданием, позволяет уточнить характер общественного идеала Тургенева 1840–1850-х годов. Этому рассказу посвящена вторая часть статьи, где автор показывает, как Тургенев довел до логического завершения идеи, которые наметил в «Записках охотника». Крестьяне в его понимании — это сословие детей природы, не испорченных цивилизацией. Они сильны и долготерпимы, но сами влиять на свою судьбу не могут. А способны только на стихийный бунт. Поэтому им нужно даровать права человека, юридическое равенство, отменив крепостное право «сверху». Но ни о каком другом уравнении не может быть и речи, потому что по своей природе они рождены пахать на барской земле. Анализируя сборник «Записки охотника» и рассказ «Муму» сквозь призму идей Руссо, можно выделить основные черты социально-политического идеала Тургенева накануне Великих реформ. Разделяя исходное представление Руссо об «отпадении человека от природы» и желание вернуться к «первоначальному природному единству», Тургенев пришел к противоположным политическим выводам: республиканизму учителя он противопоставил «дворянский» либерализм. Ключевые слова: И. С. Тургенев, «Записки охотника», «Муму», Ж.-Ж. Руссо, «дворянский» либерализм, крепостное право, Великие реформы.
Прокудин Б.А. Специфика выражения общественного идеала в русской художественной литературе XIX в.: понятие полифонии // SCHOLA-2018: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова / Под ред. А.Ю. Шутова и А.А. Ширинянца. Сост. А.И. Волошин. — М.: Издательство Московского университета, 2018. С. 213-219.
Эта статья — попытка показать основную особенность художественных произведений, которую необходимо учитывать при выявлении в них общественного идеала — полифоничность. Изучение произведений русской литературной классики приемами политической текстологии дает возможность увидеть не просто художественное воплощение политических убеждений авторов, но картину идей того времени.
Прокудин Б.А. Лев Толстой и социально-политические идеи Ж.-Ж. Руссо // Региональные интеграционные процессы и Беларусь: философско-мировоззренческие основания, тенденции развития, опыт социально-политического моделирования. Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы VIII междунар. науч.-практ.конф. (Гродно, 17–18 мая 2018 г.). В 2 ч. Ч. 2 / Ин-т филос. Нац. акад. наук Беларуси, ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: А. А. Лазаревич (гл. ред.), В. Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2018. С. 94-97. СКАЧАТЬ
С точки зрения политического идеала Толстого невозможно назвать учеником Руссо. Толстой в какой-то момент начал вести борьбу с учителем юности, преодолевать наследие Руссо и, в результате, по глубине разработки общественных вопросов сильно его превзошел. Анархист-Толстой, нашедший программу социальных преобразований в Евангелии, оказался непримиримым оппонентом системы «общественного договора» Руссо, ведь по его мнению, следствием общественного договора неизменно становится государство, а «христианство несовместимо с государством». Руссо сожалел, что христианство, в отличие от греко-римского язычества, недостаточно служит интересам государства, Толстой же, наоборот, старался освободить христианство от той связи с государством, которая установлена была вековым развитием церкви и, привела к искажению учения Христа. Близкие в своих исходных представлениях об обществе и человеческой природе Толстой и Руссо оказались проповедниками диаметрально противоположных общественных идеалов. Ключевые слова: Л.Н. Толстой, «непротивленческий» анархизм, Ж.-Ж. Руссо, общественный договор.
Прокудин Б.А. Социально-политический идеал И.С. Тургенева 1840-50-х гг. (на материале сборника «Записки охотника» и рассказа «Муму» // Часы Ивана Тургенева. Международная конференция «Иван Сергеевич Тургенев: философствующий писатель и политический философ. К 200-летию со дня рождения». Всемирный день философии 15 ноября 2018 года. М.: Голос, 2018. С. 113-131. СКАЧАТЬ
В этой статье предпринята попытка показать, как основные социально-политические концепты Ж.-Ж. Руссо повлияли на И.С. Тургенева. Анализ сборника «Записки охотника» и рассказа «Муму» с точки зрения влияния на них идеи естественного человека Руссо дает возможно уточнить специфику отношения Тургенева к крестьянскому вопросу накануне отмены крепостного права. Разделяя исходное представление Руссо об «отпадении человека от природы» и желание вернуться к «первоначальному природному единству», Тургенев пришел к противоположным политическим выводам: республиканизму учителя он противопоставил «дворянский» либерализм. И, анализируя сборник «Записки охотника» и рассказ «Муму» сквозь призму идей Руссо, можно выделить основные черты социально-политического идеала Тургенева накануне Великих реформ. Ключевые слова: И.С. Тургенев, «Записки охотника», «Муму», Ж.-Ж. Руссо, «дворянский» либерализм, крепостное право, Великие реформы.
В конце 1850-х гг. мы наблюдаем удивительный факт: представители двух главных общественных направлений в России – «революционные демократы» и славянофилы (шире – консерваторы) – одинаково восторженно приветствовали публикацию «Семейной хроники» С.Т. Аксакова, причем интерпретация этого литературного произведения была совершенно противоположной. Первые увидели в тексте доказательства для обличения отживших крепостнических порядков, вторые – выразительное описание старинного традиционного уклада, основу вековых хозяйственных отношений в России. Эта статья − попытка реконструировать общественный идеал, выраженный в произведении Аксакова.
В статье предпринята попытка реконструировать полемику Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского по поводу социально-политического содержания романа И.А. Гончарова «Обломов». Приведен анализ взглядов мыслителей на проблему российской жизни, которая после выхода романа получила устойчивое название «обломовщина». По итогам исследования автором сделан вывод, что представления ведущих критиков журнала «Современник» по поводу общественной значимости романа оказались противоположными. Добролюбов в 1859 г. написал статью «Что такое обломовщина?», в которой попытался убедить своих читателей, что «Обломов» – «полезная» книга, высмеивающая лень и равнодушие к «общественным вопросам». Чернышевский же отказался писать свою рецензию, по всей вероятности, посчитав роман «вредным», идеализирующим патриархальный быт.
Одно из самых противоречивых мест, описанных в русской литературе второй половиныXIX в., — это деревня Обломовка из романа И. А. Гончарова «Обломов». Читая главу «Сон Обломова», невозможно понять до конца, высмеивает автор весь обломовский образ жизни и саму Обломовку со всеми ее обитателями или любуется ей. «Сон Обломова» — это сатира над царством обжор и лентяев или это идеал несуетной жизни? В статье предпринята попытка ответить на этот вопрос и реконструировать общественный идеал, выраженный в романе «Обломов».
Русская художественная литература ко второй половине XIX века стала полноценным поставщиком новых идей для русской жизни, ареной общественной борьбы, начала вырабатывать образы общественного идеала. В условиях цензуры, которая не допускала прямых политических высказываний, в наиболее крупных и резонансных произведениях русской классики, которые часто называют «политическими» романами или «романами идей», эти образы не могли быть всегда четко очерчены, и общественный идеал в них нуждается в реконструкции. Но как мы можем распознавать этот идеал, классифицировать и изучать? Прежде всего, общественный идеал в художественной литературе невозможно изучать и классифицировать по аналогии с общественным идеалом, выраженным в социально-политической мысли, публицистике. Нельзя просто распределить романы по трем группам: романы, в которых выражен либеральный общественный идеал, консервативный и радикальный в соответствии с главными политическими направлениями времени и пристрастиями автора. В этой статье предпринята попытка сформулировать основные особенности художественных произведений, которые необходимо учитывать при выявлении в нем общественного идеала.