Проект РФФИ–ЭИСИ 19-011-31440\19
Руководитель проекта: д.п.н, профессор кафедры российской политики И.А. Василенко
Исполнители проекта: А.Н. Егорова, Е.В. Михайлова
Аннотация проекта
В исследовании будет представлена концепция «умного города» в России как оригинальный социально-политический проект, адекватный российским социокультурным традициям, направленный на повышение уровня и качества жизни граждан и укрепление политической стабильности всего общества.
Результаты проекта
Проведенное исследование представляет концепцию «умного города» как оригинальный социально-политический проект, адекватный российским социокультурным традициям, направленный на повышение уровня и качества жизни граждан и укрепление политической стабильности всего общества. В частности, проведен сравнительный анализ трех ведущих концепций «умного города», получивших апробацию в хоте пилотных проектов в России (Москва, Сочи, Иннополис (Казань), Саров, Елабуга) и за рубежом (Сингапур, Амстердам, Лондон, Барселона): технократической («умный город 1.0.»); управленческой («умный город 2.0.») и гуманистической («умный город 3.0.»). На основе проведенного сравнительного анализа рекомендовано отказаться от использования в России технократического подхода, инвестирующего в технологии, а не в развитие человеческого капитала, что способно нанести серьезный ущерб интеллектуальному капиталу российского общества, подорвать его творческий потенциал. Выявлены ограничения управленческого подхода, который делает акцент на эффективном использовании смарт-технологий муниципальной властью, но не предполагает активного участия граждан в процессе принятия решений. Обосновано, что в отечественной политической науке сегодня принципиально важно утвердить гуманистическую концепцию «умного города 3.0.», который создают умные горожане, максимально вовлеченные в городское управление и развитие. Необходимо инвестировать, прежде всего, в человеческий капитал, а не в технологии.
Проведенные сравнительные исследования отечественных и зарубежных пилотных проектов «умного города» позволили определить главные вызовы и риски на пути формирования социально-политической концепции «умного города» в России, среди которых: стремительное старение населения (проблема обучения пожилых граждан цифровым технологиям); рост киберпреступности (недоверие к надежности цифровых технологий) и отсутствие правовой базы для широкого использования цифровых технологий в политической практике (например, при принятии городских решений). Выявлено, что сама идея «умного города» пока не популярна среди россиян, даже в столичной Москве 54% граждан не готовы еще жить в «умном городе» и воспользоваться его услугами. Это серьезный социально-политический вызов: в стране тратятся огромные средства на формирование «цифровой экономики», но граждане еще не готовы жить в новом цифровом социально-политическом пространстве, что может повлечь рост социальной напряженности.
Для ускоренного решения этой проблемы на современном этапе предложено в первую очередь использовать уникальную и весьма обширную платформу для быстрого развития «умного» градостроительства в нашей стране: систему наукоградов и закрытых автономно-территориальных образований (ЗАТО) с прекрасными научно-исследовательскими комплексами и высококвалифицированными научными кадрами, уже владеющими цифровыми технологиями. Исследования пилотного проекта в Сарове (на базе Федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики) подтвердило эту идею: здесь в самый короткий срок был осуществлен переход к технологиям «умного города», и абсолютное большинство горожан сразу же сумели ими воспользоваться. Этот передовой опыт необходимо активно распространять в других ЗАТО и наукоградах, что быстро создаст передовой кластер «умных городов» в масштабах нашей страны, которые станут драйверами инновационного развития.
Рекомендовано в ближайшее время оперативно решить и другие проблемы, обозначившиеся при реализации пилотных проектов: выделить средства на обучение пожилых граждан цифровым технологиям (в настоящее время пенсионеры в разных регионах страны составляют 25-38% населения); разработать эффективные меры, направленные на борьбу с киберпреступностью, чтобы повысить доверие граждан к надежности цифровых технологий; разработать современную правовую базу для широкого использования цифровых технологий в политической практике.
Таким образом, предложенная социально-политическая концепция «умного города» в России представляет собой гуманистический проект развития электронной демократии в городском управлении, направленный на повышение уровня и качества жизни граждан и укрепление политической стабильности всего российского общества.
Публикации по итогам реализации проекта
Василенко И. А. Москва – «умный город»: основные направления и перспективы смарт-стратегии развития столицы // Власть. 2019. № 3. С. 91-95.
Василенко И.А. «Умный город» в цифровом обществе 5.0.: социально-политические и гуманитарные риски цифровизации общественного пространства // Власть. 2019. № 5. С.67-73.
Василенко И.А., Егорова А.Н. Особенности формирования социально-политической концепции «умного города» в регионах России (на примере Сарова, Елабуги, Сочи) // Государственная политика. Электронный вестник (Электронный журнал). 2019. № 77 (декабрь). DOI: 24411/2070-1381-2019-1024
Василенко И.А., Михайлова Е.В. Европейский опыт формирования концепции «умного города»: сравнительный анализ смарт-стратегии Амстердама, Лондона и Барселоны // Мировая экономика и международные отношения. 2020. №1 (статья принята в печать, справка из редакции).
Василенко И.А., Володенков С. В., Гаджиев К.С., Коваленко В.И., Кочетков А. П., Люлько А. Н., Соловьев А.И. «Умный город» как социально-политический проект: каким он будет в России? Экспертный круглый стол на факультете политологии МГУ // Власть. 2020. № 1 (статья принята в печать, справка из редакции).
Формирование социально-политической концепции «умный город»: мировой и российский опыт: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 26 ноября 2019 г. / Под ред. И.А. Василенко. — М.:РУСАЙНС, 2019. — 170с.