Руководитель: Кузнецов И.И
Ответственные исполнители: Алаева М.И., Батоврина Е.В., Коньков А.Е., Михайлова О.В., Пушкарева Г.В.
Аннотация проекта
Общественная солидарность является одним из ключевых факторов обеспечения стабильности социального порядка, политической легитимации правящего режима и условием эффективного управления развитием общества. Ее укрепление в современном российском обществе является важнейшей задачей действующих властей, стремящихся усилить внутреннее единство государства и общества, создать эффективную систему государственного управления, способную своевременно и результативно отвечать на внешние и внутренние угрозы и вызовы.
Политическое управление в условиях кризиса в решающей степени зависит от способности социума консолидироваться и действовать солидарно, преодолевая возможные индивидуальные и групповые реакции, связанные с проявлениями эгоизма, возрастанием эмоциональных факторов в социальной коммуникации (заражение, внушение, массовые фобии и т.д.). В данном контексте исследование зависимости общественной солидарности (отражающей особенности ее существования у различных общественных групп и, прежде всего у студенческой молодежи) от проводимой государственной политики (ключевых правительственных программ и проектов) позволит обнаружить наиболее перспективные, фронтирные и проблемные зоны формирования гражданского доверия к власти, возникающие риски и угрозы для социально-политической целостности государства и общества.
Результаты реализации проекта
На основе теоретической реконструкции современной политической системы российского общества и уточнения особенностей политического управления в кризисных условиях был разработан методический инструментарий (анкета и опросник), который позволил определить наиболее значимые формы и направления влияния государственной политики на содержание и перспективы укрепления общественной солидарности в современных условиях.
Проведенное исследование показало, что данные аналитические инструменты могут быть адаптированы и использованы при проведении мониторинга общественной солидарности в России на постоянной основе. Как с учетом различных форм и направлений государственной политики (осуществляемой на многочисленных социальных аренах и площадках), так и с участием различных групп респондентов.
Проведение в рамках проекта электронного анкетирования «Общественная солидарность студенческой молодежи» с использованием разработанной анкеты позволило реализовать дополнительные задачи – определить формы проявления общественной солидарности студентов, ее глубинные основы, параметры и факторы формирования, оценить степень влияния государственной политики на динамику социально-политических настроений, установок, ценностей студенческой молодежи, а также уровень поддержки студентами политических проектов, определить перспективные направления повышения уровня включенности студентов в солидарные связи с помощью государственной политики.
Анкетирование проводилось в два этапа в июле – сентябре 2020 года. В рамках первого этапа с участием 94 респондентов была апробирована и доработана анкета. В рамках второго этапа с участием 1130 студентов были получены основные результаты. Исследование было проведено в июле – сентябре 2020 года в виде электронного анкетирования на базе платформы SurveyMonkey. Выборка второго, основного, этапа – стратифицированная (по административно-территориальному делению страны), фокусированная (крупнейшие вузы), случайная на этапе отбора респондентов. В состав выборки вошли студенты из 8 федеральных округов, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры в 35 крупнейших вузах. Анкетирование проводилось на базе платформы SurveyMonkey. Обработка полученных результатов осуществлялась с использованием программного пакета IBM SPSS Statistics.
Проведение в рамках проекта глубинного экспертного интервью «Воздействие государственной политики на общественную солидарность в России» с использованием разработанного опросника также способствовало выполнению целого ряда задач. В их числе оценка характера влияния государственной политики на общественную солидарность в России, определение основных направлений влияния государственной политики на общественную солидарность в России, а также выявление возможностей повышения уровня общественной солидарности в России с помощью государственной политики. В состав целевой выборки респондентов вошли эксперты в области государственного управления и связей с общественностью, известные политологи, профессора ведущих вузов. Объем выборки составил 20 респондентов. Обработка ответов респондентов на каждый вопрос осуществлялась с помощью SEO-анализа транскриптов, позволяющего определить семантическое ядро текста – перечень ключевых слов и словосочетаний, чаще других употребляемых респондентами и характеризующих направленность их ответов.
Проведенное исследование выявило, что в отличие от западной политической практики, проблема солидарности, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях находится на периферии внимания отечественных исследователей, хотя и вызывает дискуссии в академическом сообществе. В этой среде консенсус существует разве что относительно серьезного дефицита солидарных связей в российском обществе, что связано как с сформировавшимся социокультурным ландшафтом российского общества (отражающим отсутствие базовых ценностей внутреннего единства), так и не утрачивающими остроты социально-экономическими проблемами. Учитывая эти факторы, некоторые исследователи весьма пессимистично оценивают перспективы формирования солидарных связей, подчеркивая историческую несвойственность солидарности русскому народу. Вместе с тем, такие суждения в определенной степени обладают оценочным характером, ибо на систематической основе социологические исследования степени солидаризации российского общества практически не проводятся. Как правило, исследователей интересуют проблемы доверия, идентичности, вовлеченности граждан в реализацию различных проектов, однако собственно солидарность не рассматривается в достаточной степени, тем более в комплексном формате. В то же время в данном исследовании предпринята успешная попытка на основе выработанного методологического инструментария оценить динамику солидарности, определить эффективные каналы сопровождения целей государственной политики.
В качестве наиболее эффективных инструментов укрепления солидарности в российском обществе представляются: развитие законотворчества, основанного на приоритете общественных интересов и прав граждан, а также единообразное правоприменение, исключающее избирательное применение норм и законов; поддержка гражданских инициатив и толерантное отношение государственных институтов и фигур к конструктивной критике правительства; культурно-идеологическая работа, направленная на формирование общенациональных ценностей и исключающая формирование принудительного консенсуса; разработка и реализация политики идентичности, проведение политики исторической памяти, активизация работы среди молодежи по воспитанию гражданской позиции и патриотизма. В то же время очевидна проблема качества использования этих инструментов. Иначе говоря, с одной стороны, граждане готовы позитивно реагировать на применение властями данных инструментов (которые порой крайне небрежно используются), что в отдельных ситуациях приводит к противоположному результату. С другой стороны, недоверие к институтам власти, обострение ситуации и усиление негативных трендов в общественном сознании, препятствующих общественной солидаризации, несет принятие непопулярных решений (даже с учетом понимания людьми сложных экономических условий). Таким образом, проблема с формированием и укреплением солидарных связей в современном российском обществе в основном связана не столько с глубокими и непреодолимыми противоречиями с государством, сколько с непоследовательностью применения властью инструментов координации и солидаризации.
Публикации по итогам реализации проекта
Кузнецов И.И. Политическое сознание российского студенчества: общественная солидарность, доверие, взаимодействие // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021 — № 59.
Коньков А. Е. Солидарность в политике современного государства // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). — 2020. — № 81. — С. 182–195.
Михайлова О. В., Коньков А. Е., Батоврина Е. В. Государство и общество в поисках солидарности: вместе или рядом? // Общественные науки и современность. — 2021. — № 1. — С. 29–47.
Пушкарёва Г.В., Кузнецов И.И., Батоврина Е.В. Мы разные, но мы вместе? Российское студенчество в системе общественных солидарных связей // Социс, 2021 (принята к публикации).
Коньков А. Е. Солидарность в молодёжной среде: вызовы для государственной политики // Взаимодействие общества, власти и госкорпораций в условиях режима повышенной готовности: доверие, ответственность, солидарность: монография / Под общей редакцией А.Ю. Шутова, А.Л. Демчука, И.И. Кузнецова / Под ред. А. Л. Демчук, И. И. Кузнецов, А. Ю. Шутов. — КДУ, Университетская книга Москва, 2020. — С. 51–53.
Коньков А. Е. Публичная дипломатия как инструмент общественной солидарности // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием. РАПН, 2020, 27-28 ноября 2020 г. — МГПУ Москва, 2020. — С. 265–266.
Пушкарева Г. В. Общественная солидарность: от нормативной модели к теоретическому конструкту // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием. РАПН, 2020, 27-28 ноября 2020 г. — МГПУ Москва, 2020. — С. 433–434.
Пушкарева Г. В., Батоврина Е. В. Национально-гражданская идентичность российского студенчества // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов научно-практической конференции, 20 октября 2020 г. / Отв. ред. Н.Н. Розанова. — Изд-во СмолГУ Смоленск, 2020. — С. 145–159.
Игорь Иванович Кузнецов, д.п.н., профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ, руководитель проекта