Формирование концепции «цифрового правительства» в политической науке и перспективы ее реализации в российской практике в условиях цифровизации общества

Руководитель: Кочетков А.П.
Ответственные исполнители: Василенко И.А.Кирсанова Е.Г.

Разработана концепция «цифрового правительства» как фундаментальный политический проект, адекватный российским социокультурным традициям, направленный на повышение эффективности политической власти и управления, способствующий формированию высокосовременной национальной инновационной системы, позволяющий развивать эффективную «обратную связь» с гражданским обществом и укреплять политическую стабильность в стране в условиях формирования «информационного общества» и «цифровой экономики». Новая модель управления современными технологиями позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и вызовы XXI века, что, безусловно, усиливает конкурентоспособность страны на международной арене.

В нашей стране существуют также определенные социокультурные барьеры на пути внедрения цифрового правительства. Поэтому при переходе к новой модели необходимо принимать во внимание не только развитие цифровых технологий, но учитывать влияние менталитета и социокультурных традиций, географических факторов, уровень развития человеческого капитала, влияние субъективных факторов.

Анализ глобальных изменений, связанных с появлением цифровых технологий, развитием цифровой экономики и, как следствие, продвижением модели управления «цифрового правительства», свидетельствует, что они направлены в сторону большей открытости, гибкости, цифровизации всех процессов. Создавая новую платформу – цифровую платформу, «цифровое правительство» формирует особую среду для «выращивания» инноваций, для которой характерна своя парадигма мышления, в ней функционируют свои правила «игры», преобладают свои ценностные принципы.

На примере опыта Москвы и Санкт-Петербурга было проанализировано влияние реализации концепции «цифрового правительства» на изменение взаимоотношений власти и гражданского общества в современной России. Показаны позитивные и негативные последствия развития практик их цифрового взаимодействия. В результате, сделан вывод, что при наличии ряда позитивных факторов этого  взаимодействия, таких как открытость, доступность, прозрачность, удобство функционирования всей системы «цифрового правительства» для власти и граждан особенно важно не допустить реализации перспективы превращения гражданского общества в управляемое каким-то властным субъектом автоматизированное сообщество. По мнению автора, эта проблема может быть решена путем укрепления и развития демократических институтов и инструментов их функционирования, и прежде всего, при наличии в обществе эффективного гражданского контроля и высокого уровня гражданской культуры. В этом случае граждане смогут влиять на систему цифрового управления социальными процессами.   

Задачи проекта:

—Исследовать  концептуальный переход  от модели «электронного правительства»   к модели «цифрового правительства» в современной политической науке;  выявить эвристический потенциал новой модели,   ее основные черты и принципы;  показать  влияние социокультурных традиций на процесс ее реализации;  исследовать перспективы внедрения в российскую политическую практику в контексте решения актуальных социально-политических задач развития российского общества в условиях цифровизации.

—Проанализировать особенности использования концепции «электронного правительства» в процессе формирования национальной инновационной системы, исследовать влияние цифровизации на политический процесс в «экономике знаний». Провести сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования цифровых технологий в управлении инновационной экономикой, сформулировать предложения по корректировке государственной политики в контексте реализации концепции «электронного правительства».

—Рассмотреть теорию и практику деятельности «цифрового правительства» в контексте развития  инновационных форм взаимодействия власти и гражданского общества, опираясь на  использование опыта Москвы и Санкт-Петербурга, где практика данного взаимодействия получила наибольшее развитие. Исследовать позитивный опыт организации коммуникаций,  а также имеющиеся проблемы и трудности в практике совместной деятельности российских граждан с «цифровым правительством». Дать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию взаимодействия власти и гражданского общества в современной России в контексте развития «цифрового правительства».

Методы и подходы

Методология исследования носит междисциплинарный характер, находится на пересечении политологии, социологии, коммуникативистики и менеджмента. Использование системного подхода и структурно-функционального анализа позволило представить социально-политическую концепцию «цифрового правительства» как целостную систему идей и представлений о формах и методах цифровизации политического управления российского общества. Методология синергетики дала возможность применить идею самоорганизации сложных систем применительно к формированию «цифрового правительства» как синтез гуманитарных и технологических решений. 

Применение социокультурного анализа было направлено на решение задачи, связанной с адаптацией концепции «цифрового правительства» к российским политическим традициям и ценностям. Методы коммуникативистики позволили рассмотреть основные технологии цифровизации политического управления в контексте оценки социально-политических вызовов и рисков. Использование социологических исследований дало возможность исследовать изменение общественного мнения по поводу использования технологий «цифрового правительства» и цифровизации российского общества.

В связи с тем, что одной из задач исследования значилось сопоставление российского и зарубежного опыта использования цифровых технологий в управлении инновационной экономикой, был задействован компаративный подход.

Использование концепции национальных инновационных систем было направлено на решение задачи, связанной с анализом особенностей использования концепции «цифрового правительства» в процессе формирования национальной инновационной системы с позиций политической науки.

Предложенный междисциплинарный подход позволил разработать концепцию «цифрового правительства» как фундаментального социально-политического проекта, адекватного российским условиям.

Новизна исследования

Научная новизна проекта связана с концептуальным осмыслением перехода от уже утратившей эвристическое значение концепции Э-правительства  к  более  прогрессивной  модели «цифрового правительства», способной вывести систему политического управления на более высокий уровень, адекватный новым вызовам времени. Все это потребовало фундаментального теоретического осмысления в рамках отечественной политической науки, что является принципиально новым шагом вперед в развитии концепции  цифрового общества в России.

Результаты проекта

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что новая модель «цифрового правительства» основана:

– на едином «платформенном» подходе к организации работы правительства и его взаимодействии с гражданским обществом;
– использовании «цифровых по умолчанию»;
– гибкой сетевой структуре управления, ориентированной на граждан;
– приоритетном внимание к развитию инноваций во всех сферах производства и общественной жизни.

В нашей стране существуют также определенные социокультурные барьеры на пути внедрения цифрового правительства. Поэтому при переходе к новой модели необходимо принимать во внимание не только развитие цифровых технологий, но учитывать влияние менталитета и социокультурных традиций, географических факторов, уровень развития человеческого капитала, влияние субъективных факторов. Особенно стоит обратить внимание на неравномерность экономического и демографического развития регионов в масштабах нашей огромной страны: разный уровень цифровизации на местах значительно затрудняет переход к новой модели «цифрового правительства», повышает политические риски.

Опыт современной модернизации России убедительно демонстрирует, что отечественная бюрократия достаточно консервативна и заинтересована в дальнейшей консервации своего состояния. Особенно ярко бюрократическое сопротивление реформам проявляется в отдаленных регионах, где к внедрению инноваций подходят в основном формально, чтобы публично продемонстрировать присутствие новых модных тенденций, а не использовать инновации как эффективный инструмент преобразований системы политического управления.

Таким образом, сегодня весьма остро встала проблема открытости региональной власти к диалогу с общественностью, и, пока мы не решим эту проблему, мы не дадим «цифровому правительству» в нашей стране эффективно работать.

Здесь важно вспомнить также о негативных аспектах цифровизации власти в зарубежных странах, особенно в Сингапуре, где отсутствие диалога с гражданским обществом привело к формированию информационного тоталитаризма. Отечественным политологам важно учесть политические риски развития информационного тоталитаризма при формировании национальной модели «цифрового правительства».

Анализ глобальных изменений, связанных с появлением цифровых технологий, развитием цифровой экономики и, как следствие, продвижением модели управления «цифрового правительства»,
свидетельствует, что они направлены в сторону большей открытости, гибкости, цифровизации всех процессов. Создавая новую платформу – цифровую платформу, «цифровое правительство» формирует особую среду для «выращивания» инноваций, для которой характерна своя парадигма мышления, в ней функционируют свои правила «игры», преобладают свои ценностные принципы.

Использование зарубежного опыта показало, что для продвижения своих национальных инновационных систем государства активно разрабатывают различные меры поддержки новых производственных технологий (к примеру, Германия акцентировала внимание на совершенствовании процессов и нормативном регулировании, а не на создании новых структур, а Китай сконцентрировал своё внимание на технологиях, которые снижают зависимость от трудовых ресурсов).

Также были сформулированы предложения по корректировке государственной политики в контексте реализации концепции «цифрового правительства».

На примере опыта Москвы и Санкт-Петербурга было проанализировано влияние реализации концепции «цифрового правительства» на изменение взаимоотношений власти и гражданского общества в современной России. Показаны позитивные и негативные последствия развития практик их цифрового взаимодействия.

Автор пришел к выводу, что при наличии ряда позитивных факторов этого  взаимодействия, таких как открытость, доступность, прозрачность, удобство функционирования всей системы «цифрового правительства» для власти и граждан особенно важно не допустить реализации перспективы превращения гражданского общества в управляемое каким-то властным субъектом автоматизированное сообщество. По мнению автора, эта проблема может быть решена путем укрепления и развития демократических институтов и инструментов их функционирования, и прежде всего, при наличии в обществе эффективного гражданского контроля и высокого уровня гражданской культуры. В этом случае граждане смогут влиять на систему цифрового управления социальными процессами.

Результаты исследования были представлены в 3 статьях, опубликованных в журналах ВАК, а также в круглом столе, опубликованном в журнале ВАК «Власть».

Публикации по итогам реализации проекта

Василенко И.А. Особенности формирования  концепции «цифрового правительства» в  политической науке и перспективы ее реализации в России// Государственная политика. Электронный вестник (Электронный журнал). 2020. № 82 (октябрь). С. 218-244.

Кирсанова Е.Г. Формирование национальной инновационной системы современной России: роль «цифрового правительства» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. N4. С. 3-14.

Кочетков А.П.  Роль цифрового правительства в повышении эффективности взаимодействия власти и гражданского общества в современной России // Politbook. 2020. № 2. С. 6-23.

Круглый стол: А. Кочетков, И. Василенко, С. Володенков, К. Гаджиев, В. Коваленко, А. Соловьев, Е. Кирсанова Концепция «цифрового правительства» как политический проект для России: перспективы реализации в условиях вызовов и рисков цифровизации общества. Круглый стол.//Власть. 2021. № 1. С. 317 – 331.

Выступления на конференциях:

Кочетков А.П. Цифровое правительство в России: риски и перспективы// Ежегодная конференция Российской ассоциации политической науки «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы», онлайн, Россия, 27-28 ноября 2020. https://www.rapn.ru/in.php?part=1&gr=1685

Кирсанова Е.Г. Фактор «цифрового правительства» в инновационном развитии современного мира (устный доклад) // IV Съезд Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов», Москва, Платформа Zoom, 22-23 декабря 2020 г. http://ruspolitology.ru/wp-content/uploads/2020/11-12/Program_4_congress.pdf

Александр Павлович Кочетков, д.ф.н., профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ, руководитель проекта