Идейные истоки государственной исторической политики в России (на материалах историко-политических сочинений середины XVII века)

Руководитель: Страхов А.Б.

Аннотация проекта

Цель проекта – комплексная реконструкция идейных оснований исторической политики России XVII века и установление связи исторической политики России того периода с современной.

Задачи исследования:

– определить методологические основания изучения государственной исторической политики России в XVII веке;
– выявить ключевые для анализа исторической политики Русского государства XVII века письменные источники и провести их политико-текстологический анализ;
– проанализировать основные положения исторической политики Русского государства XVII века;
– проследить параллели между идейными основаниями исторической политики России XVII века и современной для выявления преемственности и обозначения возможных сценариев развития исторической политики России в XXI веке;
– обобщить полученные результаты проведённых исследований в статьях в рецензируемых изданиях и представить в докладах на научных конференциях.

Методы и подходы

В рамках реализации проекта был использован ряд методов из различных научных дисциплин. Методологическую основу исследования составят принципы историзма, объективности и системности, которые позволят рассматривать идейные основания государственной исторической политики исследуемого периода с учётом конкретных исторических условий её изменения и в связке с идеями смежных исторических периодов. Предполагается применение как общенаучных методов исследования (анализ, синтез, дедукция), так и специальных: сравнительно-исторический (выявление сущности изучаемых явлений по сходству и по различию присущих им свойств), историко-системный (изучение системы как целостной качественной определенности с комплексным учетом ее собственных основных черт и ее места в иерархии систем) методы, метод исторической периодизации (разделение государственной исторической политики России XVII в. на логически обоснованные этапы), текстологический анализ (анализ письменных источников).

В качестве основных источников анализа были использованы послания царя Алексея Михайловича; именной указ «О Титуле Царском и о Государственной печати», а также другие законы, касавшиеся изменения царского титулования; «История о царях и великих князьях земли Русской» Ф.А. Грибоедова, созданная в качестве пособия по истории для царских детей; «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», созданный в Киево-Печёрском монастыре по инициативе архимандрита Иннокентия (Гизеля), получивший расположение Алексея Михайловича и выдержавший ещё две редакции, подчеркнувших общность малороссийской истории и истории Русского царства. Кроме того, были проанализированы нетекстовые источники – церемонии (например, перенос мощей святителя Филиппа в Москву), институты (Записной приказ, действовавший в 1657-1659 гг.), а также титул сам по себе, как символ царской власти.

Научная новизна данного исследования заключается в формировании общетеоретического инструментария для исследования феномена исторической политики, комплексном анализе исторических текстов, созданных в России в XVII веке, и включение в единую герменевтическую структуру комплекса ряда текстов, которые занимали особое положение в русской историографии.

Научная значимость проекта определяется активным ростом исследовательского внимания к проблемам исторической политики как таковой и её частных случаев. Показано, что историческая политика является универсальным феноменом, присущим каждому государству в любую эпоху, что позволяет выстраивать определённую преемственность и иерархию ключевых идей.

Выделены ключевые идейные основания исторической политики Русского царства в XVII в. – исключительность правящей династии и России в мировой истории; идеал самодержавного правления; национально-религиозное единство православного русского народа, включая проживающих на территории современных Белоруссии и Украины, – а также их связь с нынешней исторической политикой России.

Результаты реализации проекта

Все задачи решены, план работ полностью выполнен. Наиболее адекватным методологическим подходом был признан междисциплинарный, включающий в себя методы исторической и политической наук. Так, для анализа текстов, составляющих историческую политику, успешно подошёл сравнительно-исторический метод, позволивший проследить по сходству и по различию присущих свойств основные идейные основания исторической политики России в XVII в. Для прояснения места, роли и значимости того или иного идейного основания был применён историко-системный метод, позволивший выстроить иерархию идейных оснований и развитие отношений между ними. Применение метода исторической периодизации позволило проследить эволюцию того или иного идейного основания, тем самым избежать возможного дублирования смыслов. Наконец, политико-текстологический анализ был применён для выделения и реконструкции смыслов, которые и выражались в идейных основаниях.

Для анализа собственно исторической политики был разработан специфический инструментарий, выделены ключевые принципы, функции и методы исторической политики. Так, историческая политика независимо от времени и государства базируется на нескольких основополагающих принципах:

1) Авторами основополагающих исторических трудов являются представители титульной нации.
2) Историческая политика направлена на идеологическое обоснование величия родной страны, объяснение ее недостатков, сплочение общества вокруг национальной истории.
3) Фактическая сторона исторического знания подчинена определенной интерпретации, поэтому факты могут быть искажены: умалены или преувеличены, подчеркнуты или размыты, а некоторые выдуманы.
4) Историческая политика курируется политиками высшего уровня.
5) Выделение «золотого века» и «темных веков» – эта общая для всех народов
мифологема действительна и для исторической политики.
6) Грамотная историческая политика направлена на формирование образа будущего или же показывает возможную логику его развития.
Помимо основополагающих принципов, можно выделить несколько функций, которые исполняет историческая политика.
1) Обоснование величия страны, народа или их права на величие.
2) Легитимация власти или обоснование прав существующей власти на управление государством.
3) Объяснение и оправдание современности.
4) Прогнозирование.
5) Мотивация и воодушевление.
6) Сплочение народа.
7) Повышение авторитета на международной арене и внутри самого государства.

Методы и средства исторической политики подчинены определенной логике. Прежде всего необходимо артикулировать выбранные для исторической политики факты в непротиворечивый кодекс. Только после этого начинается массовое распространение положений исторической политики через, во-первых, систему образования, во-вторых, музеи, в-третьих, символические комплексы (архитектура, памятники, топонимика).

Из всего обилия письменных источников, созданных в XVII веке, автором были выделены следующие, наиболее важные для анализа исторической политики Русского государства XVII века:

– послания царя Алексея Михайловича, посвящённые переносу мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву. Данные послания, написанные в начале правления государя, были, во-первых, направлены на примирение русского народа после Смутного времени, во-вторых, показывали, какую роль в истории отводит Алексей Михайлович русскому самодержцу вообще. Таким образом, в некотором смысле послания Алексея Михайловича могут считаться программными документами, задавшими рамки всей исторической политики Русского царства;

 – именной указ «О Титуле Царском и о Государственной печати», а также другие законы, касавшиеся изменения царского титулования. В царском титуле сплетались идеи наследного неотъемлемого самодержавного статуса русских государей и общерусского единства;

 – «История о царях и великих князьях земли Русской» Ф.А. Грибоедова, созданная в качестве пособия по истории для царских детей. «История о царях и великих князьях» доносила до читателя идеи происхождения русских правителей от римского императора и необходимости «крепкого корня» самодержавия. Самодержавие предстало своеобразным атрибутом власти московских правителей, который присущ ей в любой обстановке из-за особого Божественного промысла. Однако написанная в устаревшем жанре лествицы книга уже не удовлетворяла запросы общества;

 – «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», созданный в Киево-Печёрском монастыре по инициативе архимандрита Иннокентия (Гизеля), получивший расположение Алексея Михайловича и выдержавший ещё две редакции, подчеркнувших общность малороссийской истории и истории Русского царства. Созданный в относительно недавно возвращённом Киеве под перекрестным влиянием польской учёности и русской традиции «Синопсис» стал главным проводником идеи общерусского единства. При этом общерусское единство подтверждалось не только общностью происхождения и истории, но и самодержавным статусом правителей. Возвращение Киева под сень старинной династии явилось для Иннокентия важнейшим событием русской истории, возвращением на нормальный путь развития.

В ходе исследования выяснилось, что значимую роль в исторической политике Русского царства играли также нетекстовые источники – церемонии (например, перенос мощей святителя Филиппа в Москву, имевший важное символическое значение примирения власти и общества), институты (Записной приказ, действовавший в 1657-1659 гг. и в своей работе предвосхитивший механизмы осуществления исторической политики современных государств), а также титул сам по себе как символ царской власти.

В представленных источниках было выделено несколько повторяющихся идей — исключительность правящей династии и России в мировой истории; идеал самодержавного правления; национально-религиозное единство православного русского народа, включая проживающих на территории современных Белоруссии и Украины. При этом зачастую идейные основания заимствовались из XVI в., претерпевая изменения под влиянием современности и проявляя тем самым известную гибкость и готовность соответствовать политической конъюнктуре, отвечать на вызовы современности. Например, понимание своего места в мировой истории в XVI веке объяснялось через происхождение русских правителей от римских императоров, а в XVII – через общеевропейские корни русского народа. Однако и в том, и в другом случае проводилась идея исключительности России в мировом процессе.

Именно эти идеи легли в основание исторической политики Русского государства и привели к созданию цельного взгляда на собственную историю.

Несмотря на неактуальность ряда идейных оснований XVII века в наше время, например, идеи о самодержавном идеале, в исторической политике Российской Федерации выражается идея единства восточных славян на основании общей истории и культуры. Таким образом, было выяснено, что принципиально сохраняется идея единства народа, в том числе по историческому и религиозно-культурному основанию. Можно предположить, что в дальнейшем это идейное основание ещё более укрепится и станет ответом на вызовы глобализации и распространения альтернативных ценностей. Единство же будет подчёркиваться примерами общей борьбы за традиционные ценности восточнославянских народов.

Публикации и выступления по итогам реализации проекта

Статьи в журналах ВАК:

Страхов А.Б. «…О начале славяно-российского народа»: происхождение русской цивилизации в представлениях отечественных мыслителей XVI–XVII веков // Тетради по консерватизму. 2020. № 3. С. 437–443.

Выступления на конференциях:

Страхов А.Б. «Паче прочих царей земных возносяй…»: образ правителя как идейное основание исторической политики России второй половины XVII в. (устный доклад). Международная научная конференция молодых ученых «Ключевские чтения» (тема конференции – «Власть и народ: реформы и эволюция общественного строя России») (МПГУ, 6-7 ноября 2020 года). Тема доклада: URL: http://mpgu.su/novosti/v-mpgu-sostojalis-kljuchevskie-chtenija/

Страхов А.Б. Идейные основания исторической политики царя Алексея Михайловича (устный доклад). VIII Международная научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» (ИРИ РАН, 24-25 ноября 2020 года; устный доклад). URL: http://www.iriran.ru/?q=node/2179 (программа), http://www.iriran.ru/?q=node/2185 (сборник).

Александр Борисович Страхов, аспирант кафедры истории социально-политических учений, руководитель проекта