Цифровые платформы как инструмент коммуникации и формирования стратегии политических партий: сравнительный анализ

Руководитель: Никушкин А.Б.

Аннотация проекта

Цель проекта – анализ институциональных рисков и возможностей для политических партий в условиях использования ими цифровых платформ для расширения политического участия.

Основные задачи проекта:

—Сбор и анализ новейшей исследовательской литературы о деятельности цифровых партий;
—Сбор и анализ открытых статистических данных о деятельности цифровых партий (в частности – по материалам сайтов Интернет-платформ LiquidFeedback, Rousseau: и Portal de Participaci´on de Podemos;
—Выявление механизмов формирования партийного курса в условиях использования цифровых платформ (анализ роли партийного руководства и рядовых членов в мониторинге, формировании повестки, обсуждении и принятии решений, кадровых вопросах);
—Составление критериев для сравнительного анализа деятельности «цифровых партий»;
—Выявление сильных и слабых сторон в процессе использования цифровых платформ политическими партиями с помощью сравнительного анализа;
—Составление практических рекомендаций для сознательной адаптации партийных институтов к использованию цифровых платформ.

Теоретико-методологической основой исследования стал метод case study, который позволил получить более глубокую информации о механизмах политических процессов внутри партии, что, в свою очередь, стало основой для количественного и качественного сравнительного анализа.

Количественное измерение эффективности цифровых платформ было произведено с помощью индекса внутрипартийной демократии израильских ученых Г. Рахата и А. Шапиры, опубликованного ими в 2017 г. Мы исходили из того, что в качестве цели использования цифровых инструментов партии декларируют улучшение качества демократии, и степени отклонения данного индекса могут послужить основанием для оценки эффективности платформ в рамках исследуемых организаций. Выбор аналитического инструмента также оптимален для невключенного исследования.

Так как в науке нет единого определения внутрипартийной демократии (оно зависит от идеологии, программных целей конкретной партии и особенностей политической культуры в стране), мы определили ее как комплексную совокупность измеряемых индексом критериев: политического участия, конкурентности, представительства, обратной связи и прозрачности. Но поскольку сами по себе данные критерии не позволяют провести качественный анализ наличия или отсутствия влияния цифровых платформ на механизмы формирования политики партии, мы адаптировали анкету, по-новому сгруппировав вопросы из нее по следующим категориям: 1) функционирование партийных органов; 2) отбор кандидатов; 3) выборы лидера; 4) выработка политических решений (программа партии, решение о коалициях и др.); 5) прозрачность. Оценивая данные параметры, мы провели как сравнительный анализ изучаемых партий между собой, так и сравнение каждой из них с ключевыми конкурентами в рамках партийно-политических систем Италии, Испании и Германии.

Также исследователем были сформулированы критерии для сравнительного анализа цифровых инструментов, используемых на платформах Движения пяти звезд, Подемос и Пиратской партии Германии. Его результаты легли в основу опубликованной части проведенного исследования и сопровождены оценкой возможностей и угроз применения цифровых платформ политическими партиями с учетом сильных и слабых сторон (SWOT-анализом).

Научная новизна исследования связана с недостаточной разработанностью в современной политической науке проблем влияния разных форм электронного участия на организацию и механизмы принятия решений в политических партиях. Проанализированный опыт использования этих форм тремя партиями продемонстрировал, что прямое участие граждан в формировании партийной политики не является определяющим фактором, обуславливающим качество демократических процессов внутри партии, и находится в тесной взаимосвязи с ее организационной структурой и правовыми рамками партийно-политической системы.

Также значимость проекта определяется созданием аналитического инструментария для сравнительного описания возможностей цифровых платформ, что позволит оценивать эффективность применения цифровых инструментов политическими партиями. Кроме того, в рамках существующего индекса внутрипартийной демократии Г. Рахата и А. Шапиры были предложены новые критерии сравнения, позволяющие проводить оценку внутрипартийных процессов и механизмов формирования политики партии.

Результаты реализации проекта

В данной работе были проанализированы практики внедрения инструментов электронного участия (E-participation) в деятельности некоторых современных политических партий. Речь идет о таких новых политических партиях (некоторые из них называют себя «движениями»), как Движение пяти звезд в Италии, Подемос (Испания) и Пиратская партия Германии.

В ходе исследования был применен индекс всестороннего измерения уровня внутрипартийной демократии Г. Рахата и А. Шапиры, позволивший облечь понятие внутрипартийной демократии в измеримую форму и сравнить рассмотренные кейсы между собой, а также с другими партиями, действующими в контексте тех же партийно-политических систем (см. в приложенных файлах – неопубликованная часть исследований). В рамках составленной учеными анкеты было предложено новое деление на категории с точки зрения конкретных партийных процессов (см. в файлах), которое и было использовано при анализе результатов.

Составлены критерии для сравнительного анализа партийных цифровых платформ, которые можно использовать в дальнейших исследованиях при изучении т.н. «цифровых партий» или трансформации «традиционных» партийных институтов.

С помощью сравнения сформулированы некоторые особенности формирования партийного курса в условиях использования цифровых платформ: так, сделан вывод о том, что прямое участие граждан в формировании партийной политики не гарантирует высокое качество демократических процессов внутри партии и может представлять собой лишь процедуру одобрения решений, принимаемых руководством. Более важными детерминирующими факторами являются организационная структура партии и правовые рамки партийно-политической системы.

В ходе SWOT-анализа определены некоторые риски неэффективности изученных цифровых платформ, что может позволить использовать данный опыт в партийном строительстве. На основе этого можно сформулировать некоторые рекомендации по сознательной адаптации данных институтов к расширению E-participation:

Сохранить модель представительства. Использование цифровых инструментов позволяет задействовать ранее не вовлеченный электорат: речь может идти как о лицах с ограниченными возможностями здоровья, так и о проживающих на географической периферии (так, Подемос использует платформу для вовлечения населения суверенных территорий Испании и граждан, проживающих за границей, что особенно актуально в условиях внутренней трудовой миграции Евросоюза). Также подобные формы участия менее затратны по времени, что потенциально может вовлечь ранее неактивную часть электората (к примеру, женщин, осуществляющих уход за ребенком). Однако, в силу сохраняющейся актуальности «цифрового неравенства», а также потенциальной угрозы «профессионализации (аристократизации)» участия необходимо сохранять модель представительства, чтобы не ущемить в правах и защите интересов политически менее активных граждан.

Разнообразить формы политического участия с помощью цифровых инструментов. При наличии уже сформировавшейся базы сторонников традиционные партии лишь усилят доверие электората внедрением инструментов прямого участия, а также получат возможность усилить свое влияние в рамках политической системы, «перехватив инициативу» в этом процессе. Также это позволит быстрее мобилизовывать электорат для политических проектов, а политический краудсорсинг может стать источником «бесплатных» идей и экспертных знаний.

Сохранить выборные органы управления. Цифровая платформа не должна становиться заменой выборным иерархическим структурам, как в случае Движения пяти звезд, поскольку это приведет к отсутствию «сдержек и противовесов» в управлении и отсутствию внутрипартийной конкуренции. Свою роль должны сохранить и первичные отделения как главные проводники в совмещении офлайн и онлайн участия.

Контроль и мониторинг представителей, коммуникация с ними – еще одна сфера, где политические партии могли бы перенять опыт существующих цифровых партий. Этим инструментом партия и ее электорат смогут решить проблему потери каналов коммуникации и доверия между избирателями и их представителями, а партийное руководство сможет эффективнее контролировать и оценивать активность и вклад своих парламентариев.

Публикации и выступления по итогам реализации проекта

Публикация в журнале ВАК:

Никушкин А.Б. Цифровые платформы как инструмент коммуникации и формирования стратегии политических партий: сравнительный анализ // Вопросы политологии. 2021. Т. 11, № 67 (справка прилагается).

Выступление на конференции:

Никушкин А.Б. «Цифровые платформы как инструмент коммуникации политических партий: на материалах Движения пяти звезд (Италия), Пиратской партии (Германия) и Подемос (Испания)». Устный доклад на XXVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», секция «Политические науки. Современная политическая коммуникация: новые модели и технологии». 19 ноября 2020 г.

Антон Борисович Никушкин, аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ, руководитель проекта 

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi