Образы Великой Отечественной войны в региональной памяти: анализ молодежного восприятия методами BigData

Руководитель: Д.А.Аникин
Ответственные исполнители: А.В. Комплеев, А.Ю. Бубнов, С.А. Андрисенко. А.А.Линченко, О.В.Головашина

Аннотация проекта

2020 год в Российской Федерации получил официальное название «Год памяти и славы», что было связано с празднованием 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов. Символическая значимость этой даты для современного российского социума не означает отсутствия определенной динамики восприятия войны и отдельных ее образов в историческом сознании. Можно говорить о том, что память о войне демонстрирует тенденцию к фрагментации и трансформации в рамках отдельных региональных стратегий обращения к прошлому, причем особую вариативность демонстрирует молодежное восприятие данной проблематики. Данная особенность обусловлена как поколенческими изменениями в современном российском социуме, так и широким распространением цифровых технологий, обуславливающих потребность в формировании новых способов коммеморации. Кроме того, усложнение политических и технологических процессов, протекающих в современном обществе, заставляет обращаться к новым методам исследования исторической памяти.

В этой связи проект направлен на изучение специфики молодежного восприятия Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в медиасреде. Сроки выполнения проекта требуют сконцентрировать внимание на социальных сетях как важнейшем источнике анализа. В этой связи особую актуальность приобретает конвергенция гуманитарных и информационных методов исследования, когда количественные методы получения и упорядочивания информации (методы BigData анализа) дополняются методами дискурс-анализа, позволяющего проанализировать не только частоту употребления определенных символов, но и дискурсивный контекст их использования в медиа. Научная новизна исследования заключается в комплексном применении комбинации методов анализа больших данных и методов критического дискурс-анализа в отношении форм и способов молодежного восприятия Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в региональных социальных сетях и пабликах. Большое количество региональных проектов, посвященных юбилею Победы, а также отклики на данные проекты в социальных сетях дают огромный массив информации, нуждающийся в анализе и теоретизации. Можно констатировать, что подобный ракурс исследования позволяет совместить фундаментальный и прикладной характер исследования.

Результаты проекта

В рамках реализации проекта было реализовано три основных этапа исследований. На теоретико-методологическом этапе была выявлена специфика региональной политики памяти как предмета социально-гуманитарных и политологических исследований, выработана методология исследования цифровой среды региона посредством синтеза количественных и качественных методов (анализ больших данных и дискурс-анализ). На эмпирическом этапе осуществлен сбор материала для исследований в социальных медиа и на новостных сайтах Курской области, Тульской области, Калининградской области, Томской области. На аналитическом этапе произведена обработка полученных результатов, выявлена специфика региональной памяти о Великой Отечественной войне, а также тенденции фрагментации памяти, ее сосредоточения на локальных кейсах и увеличения конфликтности различных траекторий памяти о войне (семейной и официальной). Апробация результатов была проведена на круглом столе «Региональная политика памяти в зеркале междисциплинарных исследований» в рамках международной конференции «Будущее нашего прошлого-7: Историческая память и коммеморативные практики» (Москва, РГГУ, 26-27 ноября 2021 года), модератор — Д.А. Аникин. Подготовлено 6 публикаций, в том числе 1 статья в издании Scopus/Web of Science, 2 статьи в изданиях ВАК, 3 статьи в изданиях РИНЦ.

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi