Руководитель: Соловьев А.И.
Ответственные исполнители: Кузнецов И.И., Михайлова О.В., Пушкарева Г.В., Батоврина Е.В., Коньков А.Е.
Аннотация проекта
Цели и задачи предлагаемого проекта обусловлены необходимостью изучения факторов и условий эффективного продвижения целей государственной политики (стратегий, программ, проектов) на основе расширения применяемых властями доводов и аргументов, повышающих конструктивное восприятие обществом правительственных планов и обусловливающих необходимый уровень их поддержки и социально-политической мобилизации населения. До настоящего времени проблематика доказательной политики не получила в отечественной науке должного освещения, сохраняя, тем самым, существенные возможности для уточнения принципиальных параметров взаимоотношений государства и общества в процессе формирования государственных стратегий на основе усиления совместности и использования потенциала доверительной коммуникации.
Предполагаемые результаты исследования позволят не только раскрыть потенциал расширения диапазона доказательной политики российских властей на различных аренах и площадках государства, но и увидеть резервы конструктивного использования общественного мнения в разработке политической повестки, экспертном сопровождении проектов со стороны гражданского общества. Ориентация политико-административных и гражданских структур на рациональность и совместность при разработке государственной политики позволит углубить представления о диапазоне и специфике позитивного восприятия обществом правительственных замыслов (даже при продвижении непопулярных правительственных решений), понять возможности налаживания эффективной коммуникации сторон не только при расширении механизмов цифровизации публичной сферы, но и в условиях информационного противоборства и распространения практик «постправды» и манипулирования общественным мнением со стороны различных политических сил. Это позволит одновременно повысить роль полновесной аргументации при продвижении планов правительства, их научной верификации, а также усилить роль конвенциональных процедур признания правомерности поставленных целей и повышения доверия к государственным институтам.
В этом смысле, предлагаемый проект предусматривает исследование механизмов разработки и осуществления современной государственной политики, раскрывающих эти процессы как властно-общественную коммуникацию, осуществляемую на основе рационализации, усиления совместности и коррекции планов с учетом складывающихся в публичной сфере оценок и суждений относительно поставленных целей, а также использования резервов координации усилий правительства с гражданскими структурами.
Результаты проекта
Характер взаимодействия государства с гражданским сектором является базовым основанием легитимации власти, мощным источником формирования государственной политики и управления развитием общества. Центральное место в этом многогранном взаимодействии занимает влияние государственных стратегий (программ, проектов, целей) на общественное мнение, обусловливающее различный характер реакции населения (поддержки/оспаривания, положительной/отрицательной мобилизации) на планы правительства и их практическую имплементацию. Учитывая целый ряд сложных и неоднозначных факторов и условий принятия и имплементацици государственных решений (включая продвижение непопулярных политических решений, внешнее давление, сохранение коррупционной составляющей в деятельности институтов и др.) актуализируется вопрос о формировании и поддержании общественного согласия относительно правительственных целей. В этом смысле особое значение обретают механизмы и технологии доказательной политики, акцентирующей роль аргументов и доводов в контексте воплощения намеченных целей и совмещения интересов государства и общества. Независимо от различий в проведении политики данного типа на различных (отраслевых, региональных и иных) аренах и площадках государства, методы доказательной политики, вытесняя на второй план инструменты спонтанной реакции общества на выдвигаемые цели, а также командные методы реализации предлагаемых сверху целей, способствуют качественному снижению рисков и негативных последствий в реализации намеченных планов, ведут к повышению управленческой эффективности институтов и укреплению доверия к ним со стороны граждан и, как следствие, укрепляют политическую стабильность и общественную солидарность.
В рамках проекта были поставлены и решены следующие задачи исследования:
— разработать основы теоретико-прикладной модели формирования и осуществления доказательной политики в процессе продвижения государственных стратегий (программ, проектов и планов);
— на основе теоретической реконструкции современной системы государственного управления определить (административно-политические, структурные, социокультурные, медийные и иные) факторы и условия, возможности и ограничения применения рациональных методов и инструментов доказательной политики, нормы и принципы информационной поддержки осуществления ее целей в публичной сфере современного российского общества;
— разработать инструментарий мониторинга изменений в позициях гражданского сектора относительно предлагаемых правительством планов;
— сформировать алгоритм экспертного сопровождения государственной политики, выявлены условия повышения совместности при корректировке планов и координации деятельности властей с гражданским сектором;
— предложить методы прогнозирования инициируемых государством изменений в публичных коммуникациях с гражданским сектором по поводу продвижения государственных (в т.ч. непопулярных) решений и повышения доверия к институтам власти и управления.
В целях определения возможностей и ограничений использования доказательной политики как подхода к принятию и продвижению государственных решений в России, выявления отношения лиц, принимающих решения, к инструментам доказательной политики и их применению в российских реалиях, получения общей экспертной оценки реального состояния доказательной политики в российском публичном пространстве в июле 2021 года было проведено фокусированное интервью. Интервью проводилось на основе заранее разработанного опросника, включающего 24 основных и 8 дополнительных вопросов (о личности респондентов). В него вошли вопросы открытого, полузакрытого и закрытого типов, что, с одной стороны, обеспечило получение развернутых комментариев респондентов по ключевым аспектам рассматриваемой темы, с другой – упростило процедуру и сократило время проведения интервью (в среднем его продолжительность составляла 17 минут). Содержательная направленность вопросов определялась задачами исследования: в опросник были включены блоки вопросов о целесообразности и сложившемся опыте применения процедур и инструментов доказательной политики при принятии и реализации государственных решений в России, готовности государственных управленцев использовать их на практике, факторах, способствующих или, напротив, препятствующих распространению и реализации идей доказательной политики в отечественных условиях.
Ограниченность круга лиц, информированных о состоянии и перспективах доказательной политики в России, определила тип выборки: в состав целевой выборки были включены представители органов государственной власти (22 респондента), имеющие опыт управленческой деятельности и регулярно участвующие в принятии государственных решений, и представители академического и научно-исследовательского сообщества (15 респондентов), занимающиеся экспертной деятельностью и выступающие в роли поставщиков аналитических услуг для государственных органов. Общий объем выборки составил 37 респондентов из 10 регионов России – г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Саратовской, Томской областей, Камчатского края, Краснодарского края, Республики Марий Эл. Возрастной состав респондентов разнороден, большинство из них относится к возрастной группе от 25 до 45 лет (59,46 %). Больше половины респондентов (56,76 %) имеет ученую степень кандидата (35,14 %) или доктора (21,62 %) наук.
При всей многогранности и разнонаправленности исследований доказательной политики большинство из них посвящено сложившимся практикам обоснования разрабатываемых государственных решений. Немало внимания уделено анализу особенностей использования конкретных методов (в том числе социологических методов), применение которых позволяет обнаружить «плюсы» и «минусы» государственных решений на этапе их разработки. В рамках настоящего исследования предложен и использован более широкий подход к концептуализации и изучению доказательной политики, основанный на ее рассмотрении в качестве принципа не только принятия, но и реализации государственных решений, что обеспечивает новизну полученных результатов.
В рамках настоящей работы предпринята попытка изучения возможностей и ограничений использования доказательной политики как подхода к принятию и продвижению государственных решений в России с помощью метода фокусированного интервью. Разработанный и апробированный инструментарий показал себя как действенный способ получения информации о динамике взаимодействия и отношений лиц и институтов, включенных в реализацию концепции доказательной политики в России. На его основе возможна разработка инструментария для построения системы мониторинга соответствующих отношений, что открывает новые возможности для дальнейшего изучения применения концепции доказательной политики в российских условиях.
В результате проведенного исследования предложено два подхода к концептуализации доказательной политики: узкий и широкий. В соответствии с узким подходом означает неразрывную связь и сопровождение на всех этапах выработки и реализации государственных решений с участием экспертно-аналитических структур, чье участие обусловливает приоритет рациональных, научно обоснованных аргументов над политически мотивированными мнениями, презентуемыми в ходе выработки и последующей реализации выработанных целей. В соответствии с широким подходом доказательная политика рассматривается как процесс разработки и продвижения правительственных целей, основанный на публичной презентации аргументов и доводов правительства в пользу их своевременности и правомерности, что предполагает координацию действий властей в соответствии с мнением заинтересованных общественных групп и гражданской экспертизы, а также возможную корректировку предлагаемых планов.
Помимо концептуализации, определены условия успешного внедрения механизмов доказательной политики в практику отечественного государственного управления. Среди них:
понимание представителями власти ценности научных доказательств в сложившейся системе принятия решений (действительно ли опора на технократическое знание принесет им политические дивиденды и будет способствовать решению важных управленческих задач);
доступность экспертных доказательств представителям власти на всех уровнях территориальной организации государства;
наличие объемного рынка экспертно-аналитических услуг, разветвленной сети научных институтов и лабораторий, регулярно проводящих исследования по актуальным для государственного управления проблемам и способных выступать постоянными партнерами государства при разработке и корректировке его планов;
наличие коммуникационных площадок для взаимодействия представителей власти и экспертного сообщества вне принятия конкретных решений, для поддержания постоянного обмена научными и профессиональными знаниями в различных областях, презентации актуальных по времени результатов исследований, новых подходов, успешных мировых практик;
необходимость перманентной публичной аргументации правительственных целей, обращенной на гражданскую аудиторию и предполагающей поддержание обратной связи с населением как условия конструктивного восприятия предлагаемых планов, сохранения возможностей для их конструктивной коррекции и укрепления доверия к институтам государственной власти.
Было выявлено, что и у государственных служащих, и в научно-экспертном сообществе сложилось понимание важности применения инструментов доказательной политики в процессах разработки и легитимации государственных решений. Однако формирующиеся в этой связи взаимные ожидания вряд ли можно назвать гармоничными из-за изрядной доли присущего обеим сторонам скептицизма. Значительная часть государственных служащих (по сути, сами являющиеся экспертами в определенных областях управления) сомневается в объективности научного знания о социальных, экономических и политических процессах, некоторые из них опасаются привнесения учеными в аналитические материалы своих ценностных предпочтений. Представители научной общественности в свою очередь подозревают лиц, принимающих решения, в излишней зацикленности на интересы узкого круга доверенных лиц, в недопонимании роли аналитики в разработке государственной политики (и ее масштабных социальных последствий), реакции общественного мнения, а в, конечном счете, неспособности по достоинству оценить проделанную учеными-экспертами работу.
Количество публикаций по итогам проекта значительно превысило запланированные показатели:
Соловьев А.И. «Доказательная политика» и «политика доказательств»: дилемма постсоветских обществ. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2021, № 5. – С. 61-80.
Пушкарева Г.В., Михайлова О.В., Батоврина Е.В. Взаимодействие государства и научно-экспертного сообщества: перспективы доказательной политики в Российской Федерации // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2022. №1
Пушкарева Г.В. Легитимация государственных решений: возможности и ограничения убеждающей коммуникации // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2021. № 89. С. 140-153. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-89-140-153
Пушкарева Г.В. Когнитивные ловушки политической коммуникации // Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы: Материалы IX Всероссийского конгресса политологов, Москва, 16-18 декабря 2021 г. / Под общ.ред. О.В.Гаман-Голутвиной, Л.В.Сморгунова, Л.Н.Тимофеевой. — М.: Аспект-Пресс, 2021. С. 411-412.
Михайлова О.В., Батоврина Е.В. Доказательная политика: концептуализация и оценка российского опыта // Государственное управление. Электронный Вестник. 2022. Выпуск 90.
Батоврина Е.В., Михайлова О.В. Доказательная политика в России: нужна ли социология при принятии государственных решений? // Материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения «Социолог: образование и профессиональные траектории» 25 – 27 ноября 2021 г. / Отв. ред. Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 127 – 128.
Коньков А.Е. Развитие латентных механизмов политики в условиях расширения публичного пространства // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2021. — № 4. – С. 22-37.
Коньков А.Е. Латентные механизмы в публичном пространстве государственной политики: подходы и интерпретации // Вестник Московского государственного областного университета. – 2021. — № 4.
Коньков А.Е. Публичная дипломатия как инструмент доказательной политики // Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы: Материалы IX Всероссийского конгресса политологов, Москва, 16-18 декабря 2021 г. / Под общ.ред. О.В.Гаман-Голутвиной, Л.В.Сморгунова, Л.Н.Тимофеевой. — М.: Аспект-Пресс, 2021. С. 253-254.
По итогам реализации проекта представлено более 20 докладов на научных конференциях, семинарах, круглых столах.