Мобилизационные механизмы государства в условиях эпидемиологических угроз (сравнительный анализ опыта противостояния пандемии Covid-19)

Руководитель: А.Л.Демчук
Ответственные исполнители: Капицын В.М., Емельянова Н.Н., Дашкина И.В.

Аннотация проекта

Цель данного проекта – сравнительная комплексная оценка эффективности политико-административных инструментов и механизмов мобилизационного характера, применяемых различными странами в условиях пандемии COVID-19, для выработки оптимальных моделей политики России для предупреждения и нейтрализации эпидемиологических (биологических) угроз, а также смягчения их социально-политических и экономических последствий. Исследование подобных биологических угроз, их последствий и способов противодействия им требует междисциплинарного подхода, объединяющего методы политологии, социологии, социальной психологии, географии, правоведения, семиотики, экономики, медицины. В различных современных государствах возникали ситуации «экзистенциального выбора», например, локаут, спасающий от заражения людей инфекцией, или продолжение функционирования бизнеса, спасающее его от разорения, а население – от безработицы и снижения уровня жизни. Перед учеными и политиками ставится вопрос: возможно ли эффективно (и как) противостоять пандемии без жесткой мобилизации ресурсов и введения ограничений?

Результаты проекта

– разработан понятийный аппарат для определения, раскрытия формы и содержания мобилизационных механизмов государства, что позволило точнее формулировать и решать задачи противодействия пандемии;

– определено в качестве важного направления исследования обострение противоречия между разными группами прав человека в условиях пандемии – между индивидуальными (личными, гражданскими) правами на свободу передвижения, собраний, митингов, с одной стороны, и социальных прав, включая право на жизнь, коллективную (общественную) безопасность, охрану здоровья, нормальные условия работы медицинских работников, с другой;

– проанализирован успешный опыт и причины неудач мобилизационной политики в разных государствах (в том числе КНР, Индии, Канаде, странах Латинской Америки), в сравнении с российским опытом, исходя не только из характера мер государственной политики, но и учета цивилизационных особенностей народов, включая политический и правовой менталитет;

– охарактеризованы процедуры и предложены формулы для измерения (оценки) и сравнения политики противодействия пандемии в различных странах;

– выработана модель оптимизации мобилизационных механизмов в противоэпидемиологической политике государств:

– выявлены связи между тяжестью эпидемиологической ситуации в стране, строгостью вводимых правительством защитных и ограничительных мер и институциональными характеристиками стран;

– проанализированы показатели стран, успешно противостоявших пандемии, что позволило определить оптимальные значения институциональных характеристик для обеспечения относительно низкой тяжести эпидемиологической ситуации при относительно слабых ограничительных мерах.

По результатам реализации проекта сделаны следующие ключевые выводы.

При разработке и введении мер противодействия пандемии COVID-19 и определении степени их строгости, правительства принимают в расчет институциональные характеристики и в значительной степени ориентируются на них. При этом наблюдается переоценка государствами собственного потенциала и эффективности принимаемых защитных и ограничительных мер.

При реализации мер противодействия пандемии COVID-19 имеющийся институциональный потенциал используется недостаточно эффективно и (или) в недостаточной степени (в частности, использование информационно-коммуникационных технологий).

В результате принятые правительствами меры противодействия пандемии COVID-19 в начальный период пандемии в значительной степени носили не превентивный, а ситуационный характер, являясь ответом на быстро ухудшающуюся эпидемиологическую обстановку.

Для эффективного противостояния эпидемиологическим вызовам необходимо повышение качества сбора и обработки медицинской статистики, а также совершенствование системы обмена эпидемиологическими данными между странами. Связанной задачей является совершенствование системы информирования населения об имеющейся эпидемиологической угрозе, способах защиты, профилактики, лечения.

Наибольшее влияние среди проанализированных институциональных характеристик на снижение тяжести эпидемиологической обстановки оказывают: уровень занятости населения и доверие к правительству. Также более легкому прохождению пандемии способствуют: доминирование секулярно-рациональных ценностей, низкая степень урбанизации, высокий уровень ВВП ППС на душу населения.

В целях успешного противодействия эпидемиологической угрозе перед современными государствами встают, прежде всего, задачи поддержания и повышения уровня доверия к правительству и уровня занятости. При этом параметры связи между доверием и строгостью мер свидетельствуют о таких проблемах как недоучет уровня доверия и искушение для правительств вводить более строгие меры (возможно, без объективной необходимости), используя имеющийся «кредит доверия».

В федеративных государствах в политике противодействия эпидемиологическим угрозам определяющую и решающую роль играют координационные институты федерального уровня, а не уровня субъектов федерации. Проактивная позиция федерального правительства позволяет максимально эффективно применять мобилизационные механизмы государства. Децентрализация полномочий и ответственности в условиях чрезвычайной эпидемиологической ситуации ведет к быстрому коллапсу системы государственного управления, усилению негативного эффекта имеющихся неблагоприятных факторов (таких как высокая плотность населения, ограниченные возможности оказания медицинской помощи, высокий процент людей, живущих за чертой бедности и т.д.).

Социокультурные (ценностные) факторы оказывают не меньшее влияние на эффективность реализации мер противодействия эпидемиологическим угрозам, чем социально-экономические и демографические характеристики государства.

Результаты реализации проекта представлены в научных публикациях (запланировано к подготовке 3 статьи, по факту подготовлено 8 статей, включая 1 статью в журнале, индексируемом Scopus):

Демчук А.Л., Капицын В.М., Каратеев А.Ю., Емельянова Н.Н., Дашкина И.В., Пашин М.М., Колесников С.И. Возможности количественного анализа взаимосвязи тяжести пандемии COVID-19 и институциональных характеристик стран мира. // Acta Biomedica Scientifica. 2021;6(6-2):133-144. https://doi.org/10.29413/ABS.2021-6.6-2.14.

Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19. // США Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (2) 36-56. DOI: 10.31857/S2686673022020031.

Демчук А. Л. Мобилизация ресурсов для противодействия пандемии covid-19 в канадских провинциях и территориях // Восьмые канадские чтения в Санкт-Петербургском университете: материалы конференции, Санкт-Петербург, 30 сентября — 1 октября 2021 г. — Скифия-принт Санкт-Петербург, 2021. — С. 163–174. 

Тяжесть пандемии COVID-19, строгость ограничительных мер и институциональные характеристики стран мира: подходы к количественному анализу / А. Л. Демчук, В. М. Капицын, А. Ю. Каратеев и др. // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. — 2022. — № 2. — С. 58–82.

Дашкина И. В., Каратеев А. Ю., Пашин М. М. Механизмы реагирования государств Латинской Америки в условиях covid-19 // Латинская Америка. — 2022. — № 2. — С. 6–22. DOI: 10.31857/S0044748X0017975-1.

Абрамов А.В., Бозоян Т.Р., Дашкина И.В., Демчук А.Л., Емельянова Н.Н., Капицын В.М., Каратеев А.Ю., Колесников С.И., Князева М.С., Мустафин Б.Е., Пашин М.М., Куева П., Свечникова М.В., Дун Х. МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВ В ПОЛИТИКЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. Вестник Московского государственного областного университета. 2022;(1):8-48. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1107

Капицын Владимир Михайлович, Емельянова Наталья Николаевна, Каратеев Артем Юрьевич, Ван Яо МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КИТАЯ В СИСТЕМЕ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ COVID-19 (КЕЙС Г. УХАНЬ) // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-kitaya-v-sisteme-mobilizatsionnyh-mehanizmov-protivodeystviya-covid-19-keys-g-uhan .

Емельянова Н. Н., Капицын В. М., Каратеев А. Ю. COVID-19 в Индии: государственные структуры в условиях пандемийной реальности и «ковидного апокалипсиса» // Полилог/Polylogos. – 2022. – T. 6. – № 1. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110019123-7-1/ . DOI: 10.18254/S258770110019123-7.

Результаты исследования представлены в выступлениях на научных мероприятиях (запланировано выступлений – 7, фактически – 9):

  1. Демчук А.Л. – устный доклад «Мобилизационные механизмы государства в условиях противодействия пандемии COVID-19: канадский опыт». // Международная научная конференция «Восьмые канадские чтения» (Санкт-Петербург, 30 сентября – 1 октября 2021 г.).
  2. Демчук А.Л. – устный доклад «Мобилизационные механизмы государства в условиях противодействия пандемии COVID-19: канадский опыт». // Круглый стол с международным участием «Мобилизационные механизмы государств в политике противодействия пандемии COVID-19». (Москва, 28 октября 2021 г.)
  3. Демчук А.Л. – устный доклад «Итоги всеобщих выборов 2021 года в Канаде: стабильность на фоне пандемии». // 18-ая международная научная конференция «Россия и Канада: итоги 2021» (Москва, 9 – 10 декабря 2021 г.).
  4. Капицын В.М. – устный доклад «Успех на «первой волне?»: уникальный опыт КНР в борьбе с пандемией COVID-19». // Круглый стол с международным участием «Мобилизационные механизмы государств в политике противодействия пандемии COVID-19». Россия, Москва, 28 октября 2021 г.
  5. Капицын В.М. – устный доклад «Преломление опыта миграционной политики в условиях кризисов различных государств». // Круглый стол «Исследование миграционных кризисов в контексте гибридных войн и пандемии». Россия, Москва, Факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 22 декабря 2021 г.
  6. Емельянова Н.Н. – устный доклад «Коронавирус COVID-19 в Индии: институты государственного управления перед лицом эпидемиологических угроз». // Круглый стол с международным участием «Мобилизационные механизмы государств в политике противодействия пандемии COVID-19». Россия, Москва, 28 октября 2021 г.
  7. Дашкина И.В., Пашин М.М. – устный доклад «Mecanismos de movilización de los estados de América Latina y el Caribe en el contexto del COVID-19». // V международный форум «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность». Санкт-Петербург, 4-6 октября 2021 г.
  8. Дашкина И.В. – устный доклад «Анализ первой волны COVID-19 в странах Латино-Карибской Америки». // Круглый стол с международным участием «Мобилизационные механизмы государств в политике противодействия пандемии COVID-19». Москва, 28 октября 2021 г.
  9. Дашкина И.В. – устный доклад «Factores que afectan la esfera política en América Latina y la Federación Rusa». // Онлайн-конференция «Liderazgos políticos, concentración del poder y presidencialismos: de América Latina a Rusia». Мексика, Мехико, 17 января 2022 г.
ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi