Государственная политика в сфере науки и технологий: разработка модели управления человеческим капиталом

Руководитель проекта: Яковлева А.Ф.
Ответственные исполнители: Кирсанова Е.Г., Палитай И.С., Головихина О.С., Демченко О.Ю., Караваева Е.В., Ибрагимов Э.С., Яблоков Б.В., Авдеева З.К.

О проекте

Цель проекта – на основе междисциплинарного подхода предложить двумерную интегративную модель государственного управления человеческим капиталом в сфере науки (в первую очередь, молодых ученых), отражающую специфику взаимодействия и взаимного восприятия науки и власти и, одновременно, демонстрирующую эффективные каналы коммуникации между ними. На основе осуществленных с применением междисциплинарного подхода концептуальных разработок и эмпирического инструментария проведено комплексное исследование человеческого капитала науки в современной России.

Результаты реализации проекта

Представлен обзор лучших зарубежных практик управления человеческим капиталом научной сферы и механизмов реализации кадровой политики в сфере науки и технологий, в том числе, с учётом реализации концепции национальных инновационных систем, проанализированы взаимосвязь категорий «человеческий капитал науки», «кадровый потенциал», «научное лидерство», «молодежное научное лидерство».

Александра Фёдоровна Яковлева

Александра Фёдоровна Яковлева 
ведущий научный сотрудник факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Разработан методический инструментарий для проведения эмпирического исследования, в том числе, для статусно-ролевого анализа молодого поколения научной элиты создана база данных, необходимая для сбора и обработки информации о молодых ученых в соответствии с набором параметров, определенных в рамках исследовательской модели. Собраны сведения о 250 молодых ученых, куда вошли представители академической, вузовской и прикладной науки различных отраслей и специальностей, имеющих опыт управления проектами и подразделениями, а также инновационной деятельности в возрасте до 40 лет.

В рамках применяемого метода глубинного интервью разработан гайд, содержащий вопросы, ответы на которые, полученные по итогам проведения 50 интервью с молодыми учеными позволили выявить основные каналы, формы и технологии рекрутирования молодых ученых в научную элиту, основные факторы, условия и характеристики, способствующие или препятствующие реализации их карьерной управленческой траектории в сфере науки, а также представления о власти и особенностях управления наукой, сформированный в сознании молодых ученых в ходе их взаимодействия с властными институтами в рамках их профессиональной деятельности.

Разработан гайд экспертного интервью, которые проведены с 15 представителями сферы принятия политических решений, руководителями научных организаций и ведущими учеными-лидерами – руководителями международно признанных научных групп, лабораторий, институций.

На основе разработанных методических материалов осуществлены сбор, обработка и анализ эмпирических данных. Полученные с помощью биографического анализа, глубинных и экспертных интервью данные позволили выявить основные типы молодых ученых и определить их управленческий потенциал, обозначить существующие на сегодняшний день каналы рекрутирования в научную элиту и оценить их эффективность для решения задач государственного управления наукой, выявить преимущества и недостатки, также возможности и ограничения текущей государственной научно-технической политики в контексте взаимного восприятия и выстраивания эффективных механизмов коммуникации между наукой и властью.

Выявлены представления научного сообщества и власти о проблемах управления наукой, о состоянии развития сферы науки и технологий в России, особенности восприятия взаимодействия науки и власти в процессе управления человеческим капиталом. Показано, что одним из важнейших каналов рекрутирования молодых ученых является институт аспирантуры, который находится в настоящий момент в кризисе, причины которого проанализированы и выявлены в рамках данного исследования. Отмечено, группа молодых ученых очень подвижна в кадровом отношении и ее значительная часть относительно быстро «протекает» через научную сферу.

Диалог между ветеранским ядром и волатильной молодежной частью просто не успевает установиться. На это влияет провал среднего звена российской науки 40–59-летних (следствие утечки мозгов в 90-е годы) — именно те люди, на которых в первую очередь возлагаются функции менторства над молодыми учеными, которые, вследствие этого испытывают нехватку внимания со стороны представителей института наставничества.

Выявлены на основе компетентностного подхода оптимальные компетентностные характеристики представителей научного сообщества, необходимые для выстраивания эффективной коммуникации между наукой и властью в процессе государственного управления. Разработана система параметров и на их основе построена первичная модель государственного управления человеческим капиталом научной сферы современной России. 

Мероприятия проекта

14-23 сентября 2021 — Летняя Международная историческая школа Российского исторического общества (А.Ф. Яковлева — руководитель направления «Россия в истории научно-технологических прорывов (к 60-летию первого полета человека в Космос – организация научно-проектной работы студенческих международных групп), научный руководитель лекционной программы и научно-коммуникационной лаборатории «От «невидимых колледжей» к социальным сетям»);

18 ноября 2021 – организация круглого стола «Этика молодежи и для молодежи в контексте политических и управленческих процессов в современной России» в рамках XIII Международной научной конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2021. Этика как наука и профессия», 17-21 ноября 2021 – организация экспертизы конкурсных работ молодых ученых и модерация секций «Гуманитарные науки», «Общественные науки» VI Всероссийского молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых» и IV Международной научной конференции «Наука будущего» (А.Ф.Яковлева);

21-22 января 2022 – экспертиза и модерация секции социальных и гуманитарных наук IV Научно-практическая конференции школьников “Школьная Идея”, Москва, Россия,  Российская академия наук;

3 марта 2022 года конференция «Наука и политика: взгляд молодых ученых», Москва, Россия, факультет политологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Конференция состояла из двух секций, первая из которых была посвящена научному лидерству, а вторая – человеческому капиталу в научной сфере. 

Публикации по итогам реализации проекта

Яковлева А.Ф. Научное лидерство: современное состояние и перспективы междисциплинарных исследований // The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. Т. 4, № 3, с. 6-18. DOI 10.32326/2618-9267-2021-4-3-6-18 (ВАК, РИНЦ).

Палитай И.С. Научное лидерство в персональном измерении: политико-психологическая интерпретация //  Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы: Материалы IX Всероссийского конгресса политологов, Москва, 16-18 декабря 2021 г. / Под общ.ред. О.В.Гаман-Голутвиной, Л.В.Сморгунова, Л.Н.Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс, с. 378-379 (РИНЦ).

Палитай И.С., Яковлева А.Ф. Человеческий капитал нового поколения молодых ученых России: этические и управленческие аспекты //  XIII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2021. Этика как наука и профессия». Санкт-петербургский Государственный Университет, 18-20 ноября 2021 г. Материалы конференции / Отв.ред. В.Ю. Перов, Санкт-Петербург: ООО «Сборка», с. 90 (РИНЦ).

Яковлева А. Ф. Перспективы кадрового воспроизводства Российской науки: репутационные и публикационные аспекты // Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы : Материалы IX Всероссийского конгресса политологов, Москва, 16–18 декабря 2021 года. – Москва: МГИМО, 2021. – С. 602-603 (РИНЦ).

Авдеева А.К., Таратухина Ю.В. Проблемы целеполагания личности в цифровых средах, ориентированных на образование // Цифровые технологии как основа инновационных процессов в образовании. М., Янус-К, 2021. С. 104-136 (РИНЦ).

Яковлева А.Ф., Кирсанова Е.Г., Демченко О.Ю., Яблоков Б.В., Головихина О.С. Человеческий капитал в сфере науки и инноваций: исторический аспект // Электронных научно-образовательный журнал «История». 2022 (в печати, WoS, Scopus, РИНЦ).

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi