Стратегии и механизмы формирования коллективной идентичности в политическом дискурсе современной России

Руководитель: А.Н.Иохим

Аннотация проекта

В последние годы Россия стремится противопоставить универсализму и глобализму коллективного «Запада» модель независимого суверенного государства, а «сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации» является одной из стратегических целей, обозначенных в Стратегии национальной безопасности РФ. Сегодня, когда отношения с западными государствами находятся в ситуации глубокого кризиса, фактически реанимирована риторика холодной войны, а в российском официальном дискурсе доминируют концепции политического и культурного изоляционизма, понимание того, каким образом на дискурсивно-символическом уровне учреждаются границы политического сообщества под названием «Россия» и конструируется российская коллективная идентичность, имеет принципиальное значение.

Основная задача данного исследовательского проекта — раскрыть механизмы формирования современной российской идентичности через анализ специфики репрезентации и интерпретации в официальном политическом языке ключевых концептов и нарративов, описывающих ту или иную концепцию коллективной идентичности. Применение дискурс-анализа в рамках предлагаемого исследовательского проекта поможет выявить дискурсивные стратегии легитимации той или иной концепции идентичности. Результатом реализации проекта станет, с одной стороны, комплексное исследование проблемы политической идентичности России на современном этапе, а, с другой, — выявление тех дискурсивных механизмов и практик, благодаря которым сегодня в публичном пространстве конструируется система образов, ценностей и смыслов, претендующих на целостное описание постсоветской российской идентичности и формирующих границы российского политического сообщества.

В рамках исследования будет предпринята попытка проверки гипотезы о том, что в основе формирования коллективной политической идентичности России сегодня лежат два ключевых вектора амбивалентных взаимодействий: отношения с советской темпоральной идентичностью и отношения с коллективным Западом как «конституирующим Другим». Реализация проекта позволит сформулировать рекомендации по концептуальному обеспечению политики идентичности в современной России.

Результаты проекта

В основе методологии проекта лежит междисциплинарный исследовательский  подход. Так, для изучения особенностей и контекста формирования российской идентичности в постсоветский период был использован метод  историко-политологического анализа. Применение сравнительно-политологического анализа позволило выявить и сравнить ключевые  нарративы российской идентичности, представленные в публичном дискурсе. Наконец, метод дискурс-анализа был применен для исследования
дискурсивных стратегий и механизмов конструирования коллективной  идентичности в политическом языке современной России.
При этом ключевой исследовательской стратегией проекта стал социальный конструктивизм, постулирующий тезис о том, что специфика социального взаимодействия осуществляется за счет идентичностей и представлений, вырабатываемых в процессе коммуникации, а не за счет «объективных» (материальных) условий.

Проведенное исследование позволило изучить стратегии и механизмы формирования коллективной идентичности в публичном политическом дискурсе России. Историко-политологический анализ, осуществленный в рамках данного исследования, позволил выявить ряд специфических особенностей формирования российской идентичности в постсоветский период. В то время, как большинство государств бывшего Советского Союза не только отказались от преемственности советской идентичности, но и пошли по пути восстановления своей докоммунистической темпоральности, Россия оказалась в более сложной с точки зрения самоопределения ситуации: с одной стороны, в начале 1990-х гг. была преодолена та точка невозврата, после которой реставрация советской идентичности стала бы нелегитимным предприятием, но, с другой – генетическая связь с Союзом не только не была окончательно отчуждена, но и нашла свое воплощение в правовой преемственности, а впоследствии и в определении российской идентичности как государства-«продолжателя».

В критических условиях 1990-х гг., когда, по сути, приходилось изобретать новый «язык» коммуникации власти и общества, так и не были сформулированы консенсусное понимание природы «молодого» государства, путей его развития и отношение к внешнему миру. В результате вольное обращение с историческим материалом до сих пор
продолжает доминировать в дискурсе внутренней и международной идентичности по принципу тактической целесообразности: значения коллективного «Мы» определяются и переопределяются в политическом (а зачастую и в научном) дискурсе, исходя из понимания того, что «мы» хотим (а точнее – должны хотеть) сейчас. Вследствие такой практики современная российская идентичность представляет собой сложное символическое поле, где понятия либерально-демократического словаря сосуществуют с
дискурсом советской преемственности, артикуляциями идеологемы «русского мира» и традиционалистских идей об уникальности российской цивилизации.

Сравнительно-политологический анализ позволил не только выявить ключевые нарративы коллективной идентичности, доминирующие в постсоветском политическом дискурсе, но и проследить определенную эволюцию воспроизводства данных нарративов. Главное, что стоит отметить: начиная со второй половины 1990-х гг. и обретая дискурсивную завершенность в 2010-е гг., концепция российской идентичности, доминирующая в официальном политическом дискурсе, исходит из постулирования уникальности исторического развития России как цивилизационного образования.

В этот период российская идентичность конструируется посредством репрезентации идеологемы «государства-продолжателя», в основе которой лежит великодержавный нарратив исторической преемственности и особого цивилизационного пути российского государства. Ключевыми аспектами воспроизводства этого типа
идентичности становится вытеснение за пределы конструируемого политического сообщества либерально-универсалистских альтернатив и стремление переопределить центральные политические ценности через концепты российской суверенности.

Использование дискурс-анализа в рамках реализации исследовательского проекта позволило конкретные стратегии и механизмы конструирования коллективной идентичности в политическом дискурсе современной России. В основе формирования коллективной политической идентичности России в постсоветский период лежат два ключевых вектора амбивалентных взаимодействий: отношения с советской темпоральной идентичностью и отношения с коллективной «западной» идентичностью, формируемой дискурсом гуманитарного универсализма. Таким образом, реконструкция дискурса международной идентичности России воспроизводится не просто с «оглядкой на Запад», но путем его непосредственного сопоставления с дискурсом гуманитарного универсализма. Россия как «Другой» Запада находится в непрерывном диалоге с Западом как «Другим» России, и эта сложная конфигурация взаимоотношений становится определяющей не только на «внешнем», но и на «внутреннем» уровнях политического конструирования.

Все основные результаты проведенного исследования изложены в двух публикация: РИНЦ (1 статья), Web of Science RSCI (1 статья).

Также результаты исследования были апробированы на Международной научной конференции «Политика в текстах — тексты в политике».

Результаты исследования представлены в следующих научных публикациях: 

1). Иохим А.Н. Ключевые нарратив в дискурсе идентичности постсоветской России // SCHOLA-2021: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова / Под ред. А.Ю. Шутова и А.А. Ширинянца. Сост. А.В. Мырикова, О.Е. Пучнина, А.А.Ширинянц, подг. текстов А.Н. Иохим, О.Е. Пучнина. — М.: Издательство Московского университета, 2021. С. 604-611.

2). Иохим А.Н. Особенности формирования политической идентичности постсоветской России: механизмы и нарративы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 6. (Статья принята к публикации).

Результаты исследования были апробированы на Международной научной конференции «Политика в текстах — тексты в политике» (Москва, Ноябрь 2021 г.).

ru Russian
X
Перевод осуществляется через сервис Google Translate
ru Russianen Englishzh-CN Chinese (Simplified)ar Arabices Spanishfr Frenchde Germanit Italiantr Turkishhi Hindi