НЕЗЫГАРЬ. ЭКСПЕРТЫ. Социолог Мария Филь — о китайском взгляде на будущее мира
В различных публикациях и комментариях в СМИ часто встречаются утверждения, что Китай является недостаточно надежным партнером для России. В качестве аргумента ссылаются на активные контакты китайского руководства со странами Запада и их союзниками. Данные утверждения основаны на глубоком непонимании принципов китайской внешней политики и слабом знакомстве с темой. Здесь, как и в любом вопросе, нужно знакомиться с первоисточником. Такую возможность предоставил круглый стол «Россия-Китай в условиях новой политической реальности: состояние, тенденции, перспективы», который состоялся на факультете политологии МГУ в конце апреля этого года.
Ведущие эксперты Института Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета КНР рассказали своим российским коллегам о китайском видении новой архитектуры мирового порядка. С точки зрения Китая, она должна быть максимального гибкой и пластичной. Поэтому одной из принципиальных установок актуальной внешней политики страны является противодействие новой «холодной войне» и формированию блоков с четкими очертаниями. Эта позиция прямо противоречит стратегии коллективного Запада, который сейчас занимается тем, что формирует коалицию с жестко обозначенными требованиями к членству, которые лежат, в первую очередь, в идеологической плоскости. Отсюда проистекает отсутствие в китайской риторике понятия «недружественной страны» и стремление выстраивать конструктивные контакты со всеми, даже сильно отличающимися по ценностям и целям, государствами.
Задача китайцев – найти хотя бы второстепенную точку соприкосновения интересов с любым потенциальным партнером и завязать сотрудничество. В этом контексте нелепо предполагать, что более тесное партнерство с одним государством должно повлечь охлаждение или разрыв связей с его оппонентами. В то же время китайская сторона прекрасно осознает, какие страны являются для нее важнейшими союзниками и партнерами в долгосрочной перспективе, выделяя в таком качестве Россию и Северную Корею.
Несмотря на то, что Китай реалистично оценивает неизбежность региональных конфликтов, приоритетом для него как для крупнейшей торгово-промышленной державы является поддержание мира и стабильности. В этой связи особое внимание в китайской внешней политике уделяется противодействию распространению ядерного оружия и поддержанию безопасности в целом. В этой связи надеяться на то, что Китай поддержит «крестовый поход» против Запада, идею которого продвигают некоторые отечественные радикалы, мягко говоря, не стоит. В то же время Китай – последовательный сторонник права государств на самостоятельное развитие в русле своего цивилизационного пути, что выгодно отличает его от «коллективного Запада» во главе с США, который пытается навязать всему миру единый либеральный порядок, со свойственными ему ценностями.
При построении сотрудничества с партнерами ключевым словом для Китая является «прагматизм». По мнению профессора Цзилиньского университета Сюй Бо, главным приоритетом международных отношений нового типа является многосторонний формат, предусматривающий более активное вовлечение игроков, ранее не задействованных в принятии решений, второстепенных стран, чья роль ощутима только на региональном уровне. В связи с этим Китай уделяет большое внимание развитию локальных международных организаций и рад участию России в этом процессе. Китай также открыт к сотрудничеству с нашей страной по таким перспективным темам как «зеленая» энергетика и высокие технологии (в частности, производство полупроводников), так как есть понимание, что США использует свои достижения в сфере высоких технологий для шантажа других стран с целью принудить играть по своим правилам, а Китай твердо намерен завершить эпоху однополярного мира.
Источник: «НЕЗЫГАРЬ»
Мария Сергеевна Филь
к.полит.н, социолог, генеральный директор ООО «НИИ Социологии», член Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве