Славянская идея: от национального самоопределения к европейской интеграции (историко-политологический анализ)

Руководитель: Болдин В.А.
Участник проекта: Страхов А.Б.

Аннотация проекта

«Славянский вопрос» был и остается одним из ключевых при определении политической повестки дня в Европе. Это обусловлено историко-культурным, политическим и этноконфессиональным многообразием и разнородностью славянского мира. Славяне являются одной из крупнейших этноязыковых общностей в Европе, имеют древнюю и богатую историю взаимодействия как друг с другом, так и с другими народами. Все это не могло не сказаться на том, что многие политические и общественные процессы, происходившие в славянском мире, имели непосредственное влияние и на европейский, и на мировой политический процесс в целом. Так было во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Первой (1914-1918) и Второй (1939-1945) мировых войн, так было после распада Чехословакии (1989-1993) и Югославии (1991-2008), то же самое мы наблюдаем и сейчас в связи с процессами, происходящими на Украине.

Вопрос объединения и консолидации такой мощной с точки зрения исторических, духовных и социальных ресурсов силы как славянство, давно занимает умы представителей интеллигенции славянских народов. Такой интерес обусловил появление идей «славянской взаимности», «славянской солидарности», «всеславянства», которые заложили основы целостной и многогранной идеологии — панславизма, имеющей своих последователей и в наши дни. Тем не менее, появление идеологии панславизма в среде западных славян было обусловлено, прежде всего, внутриполитическими процессами, происходящими в славянских странах, было призвано консолидировать разрозненное «славянское племя», дав идеологический ответ на угрозы культурной ассимиляции и потерю национальной идентичности и суверенитета. Как и любые пан-идеологии (панэллинизм, пангерманизм и т.п.) панславизм, будучи проявлением макронационализма, решал четкие идеологические задачи. Однако, не будучи по своей природе гомогенным явлением, в каждой славянской стране он получил особенное развитие, а его идеологи сформировали собственные уникальные модели и вариации славянской идеи (австрославизм, югославизм, русский панславизм и т.п.). Тем не менее, ключевым принципом идеологических построений панславистов была идея о наличии неких единых констант в общественном сознании, универсальных ценностей и смыслов, присущих славянским народам, что и обеспечивает их духовное, а в перспективе и политическое единство. Однако, реальный политический и исторический процесс, если не поставил под сомнение само существование общеславянской идентичности, то уж точно заставил задуматься о том, а есть ли она в самом деле, или же идея об общем славянстве, едином духовно и политически, является не более, чем утопической конструкцией.

В этой связи основная цель исследования – выявить, какой смысл вкладывался в понятие «славянская идея», продолжает ли она пониматься в том же контексте, что и прежде, особенно ввиду современных геополитических отношений и глобализационных процессов; показать, какие смыслы и ценности конструируют общеславянскую идентичность, сравнить их с реально фиксируемыми трендами в общественном сознании, выявить их совпадения и расхождения и дать ответ на вопрос – жизнеспособна ли славянская идея в наши дни, или она канула в небытие, уступив место иным наднациональным проектам (общеевропейскому, евразийскому и т.п.).

Отчёт по реализации проекта

Владимир Алексеевич Болдин, к.п.н., ассистент кафедры истории социально-политических учений, руководитель проекта