Тина Канделаки встретилась со студентами факультета политологии МГУ

12 февраля 2012

10 февраля факультет политологии МГУ посетила телеведущая, член Общественной палаты Российской Федерации Тина Канделаки. Декан факультета политологии МГУ, профессор Андрей Юрьевич Шутов представил студентам Тинантин Гивиевну, отметив, что факультет уже реализует ряд успешных проектов совместно с компанией «Апостол Медиа Групп», совладельцами которой являются Тина Канделаки и выпускник факультета политологии МГУ Василий Бровко; в этой компании проходят практику многие студенты факультета.

На встрече со студентами факультета политологии МГУ Тина Канделаки подняла тему образовательной революции и перспектив развития современной российской школы. По ее мнению, сегодня Россия остро нуждается в концепции развития отечественной системы образования, в особенности это касается уровня средней школы. И главный вопрос, на который должна ответить новая концепция, связан с заказчиком образовательного процесса. «Если мы ставим целью создание 25 миллионов рабочих мест, думаю, никто не окажется против того, что конкретным заказчиком для образовательной системы может выступить среда, в которой эти места будут созданы», - подчеркнула Канделаки.
Студентов заинтересовали проблемы престижности профессии преподавателя и уровня образования школьников, а также программа действий Тинатин Гивиевны в случае, если ей предложат стать министром образования. Политологи спросили об отношении гостьи факультета к современной российской политике и политическим деятелям. В завершение встречи Тина Канделаки пожелала студентам всегда иметь свой план действий на ближайшую перспективу – именно это, по словам гостьи факультета, позволит им изменить мир. На память о своем визите Тина Канделаки оставила запись в Книге почетных гостей факультета политологии МГУ.

Текст выступления Тины Канделаки перед студентами факультета политологии МГУ

Сегодня мы стоим на пороге перемен. Наша страна уже не будет такой, как раньше. В России сформировался новый креативный класс. Он появился благодаря экономическому росту, стабильности, информационной открытости и свободным границам. Именно благодаря ему родилась Болотная, и начало формироваться гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы. Впервые за полтора века люди вышли на улицы не из-за голода, а за уважение к себе и чувство собственного достоинства. Общественное пространство вновь наполнилось дискуссиями и острой полемикой. Пока, правда, все дебаты сводятся к одной личности, но я хотела бы расширить тему и поговорить о том, что будет дальше, после 4 марта.

Сейчас Россия стоит на развилке. У нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин в оборот. На смену им придет новое поколение с дети стабильности. Поколение людей, не готовых выполнять работу, которую они ненавидят, для тех, кого они презирают. Отсталость нашей страны во многих сферах открывает поистине неограниченные возможности для самореализации. И выбор, стоящий перед новыми поколениями, – начать строить свою страну и реализовывать самые смелые фантазии или бросить все и уехать.

Все мы хотим, чтобы Россия превратилась из сырьевой в процветающую высокотехнологичную державу. Я не буду говорить о том, как мы к этому можем прийти, на это мне просто не хватит компетенций. Но я хотела бы затронуть сегодня тему образования и будущих поколений специалистов, которые следом за нами вместе будут изменять содержание нашей страны.

Сегодня российское образование находится в состоянии перемен. Мы хаотичными рывками движемся вперед, не видя перед собой конкретной цели, куда мы хотели бы прийти. У нас нет концептуального видения будущего своего образования. Зато есть бюрократия, убивающая творчество в профессии, невиданное доселе финансирование и большое количество людей в отрасли, которые хотят изменений.

 Образование должно вернуть свое исходное значение – в смысле формирования новых людей для нового общества, запросы которого всегда определяются экономическими и социально-демографическими факторами. Образовательная система, отвечая на эти вызовы, должна меняться и образовывать людей, нужных в конкретном времени и конкретной стране, а еще лучше в конкретном регионе. И в этом смысле система образования является ключом к обновлению, модернизации и преобразованию страны.

Однако если мы не поймем, какие люди нам нужны, система образования не сможет ответить на вызовы времени, и все остальное уже не важно. Мы можем сделать идеальный ремонт, но если в этой квартире некому жить, зачем все это нужно?

Чтобы ответить на этот запрос, для начала его необходимо сформулировать, а затем разработать комплексную образовательную концепцию. Она не может возникнуть из воздуха, она должна проистекать из политической и экономической доктрины государства. На сегодняшний день можно выделить ключевую цель – создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Очень хотелось, чтобы это конструктивное предложение пришло с Болотной, но оно поступило, как обычно это бывает, от кандидата в президенты Владимира Путина. Содержательный разговор вокруг этого так и не начался. Сложные темы не являются актуальными в сегодняшнем дискурсе. И вот это по-настоящему страшно.

Печально и то, что наше Министерство образования не поддержало эту тему. Стоит констатировать, что чиновники не готовы к разработке внятной стратегии по этому вопросу. В результате мы боремся со следствием, не решая задачу в комплексе, а министерство вынуждено признать, что бюрократию оно победить не может.

Предметно говоря о разработке концепции российского образования, в первую очередь нам необходимо ответить на вопрос, кто является заказчиком образования. По сути экономических взаимоотношений этим заказчиком де-юре является государство. Но, учитывая вышеизложенные факты, это очень размытое и, в общем-то, абстрактное понятие. Если мы ставим целью создание 25 миллионов рабочих мест, думаю, никто не окажется против того, что конкретным заказчиком для образовательной системы может выступить среда, в которой эти места будут созданы. А это – реальная промышленность, благодаря которой наша страна является пятой экономикой в мире. Именно здесь сосредоточен основной научно-технический и экономический потенциал России.

Промышленные предприятия имеют наиболее устойчивые позиции на рынке и, я уверена, будут только развиваться. Так как в силу размеров они являются главными работодателями и налогоплательщиками, то считаю, что они имеют право голоса. Мы всегда гордились нашей инженерно-технической школой. Сейчас же этим наследием пользуются «Боинг», «Майкрософт» и другие корпорации. Безусловно, ситуация сейчас лучше, чем 20 лет назад, когда мы потеряли 80% интеллектуального потенциала оборонной промышленности. За последние годы уехало всего несколько тысяч. За предыдущие 12 лет много что было сделано. По экспорту вооружений мы занимаем второе место в мире, а индекс промышленного производства за 8 лет вырос на 50%.

Сегодня наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу. В наукоемкой промышленной сфере сегодня задействовано около 5 млн человек. А вузы ежегодно выпускают 750 тысяч человек. Я уверена, что, если промышленный сектор сформирует запрос на таких людей, мы переломим сложившуюся тенденцию, когда 50% выпускников не работают по специальности.

Но нужно понимать, что образовательную революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели и управленцы от образования. Сегодня мы требуем от своей системы образования быть в мировом научном авангарде. Я поездила по стране, посещала школы, университеты и министерства, пообщалась с большим количеством людей в этой сфере и при всем моем уважении вынуждена констатировать, что не все люди отвечают запросам времени.

Надо честно признать, что социальная ответственность – это важно, но без переаттестации и последующих сокращений, без создания стимулов для молодых кадров, сокращения и упорядочивания бюрократии мы не сможем совершить рывок в области образования. На фоне выделяемых колоссальных средств денежные ресурсы расходуются недостаточно эффективно. Борьба с коррупцией и сокращения поспособствуют высвобождению ресурсов, которые пойдут на создание конкурентных условий для лидеров отрасли, людей, способных реализовать стоящие перед страной задачи.

При этом средства должны расходоваться эффективно, создавая и поддерживая так называемые кластеры роста там, где финансирование размазывается тонким слоем.

Государство уже сейчас выделяет огромные деньги на образование – свыше 2,1 трлн рублей, но их все равно не хватает, так как учителей у нас больше, чем военных. По госрасходам мы отстаем от развитых стран, при этом надо учитывать, что там уже есть устоявшаяся система и существенная доля частного капитала. И там не стоит задачи радикально перестраивать систему под нужды изменившейся экономики, там не требуется резкое обновление материально-технической базы. При этом острое недофинансирование испытывают даже школы в США, где зарплата учителя не превышает зарплату бариста в «Старбаксе».

 Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку. А давайте не забывать еще о переоснащении армии, строительстве инфраструктуры, реформе здравоохранения.

Таким образом, для привлечения дополнительного финансирования необходимо создать условия для прихода частного капитала. 1000 стратегических предприятий способно создать 1000 образовательных комплексов, 1000 кластеров роста, в которых сможет учиться до миллиона детей. Приход частного капитала способен существенно повысить эффективность расходования средств в образовании, поскольку бизнес всегда нацелен на результат.

Сегодня мы в самом начале пути, но в наших силах изменить страну, начав содержательно обсуждать проблемы и искать пути их решения вместе. Жизнь не закончится 4 марта. Что дальше? Дальше нужно строить свою страну.

Профили подготовки бакалавров и магистров
Политические профессии
Перевод на факультет
Кафедры
Страница факультета политологии МГУ Вконтакте Страница факультета политологии МГУ в Facebook Страница факультета политологии МГУ в Twitter
Учебный отдел: +7 495 939-10-14
Приемная комиссия: +7 495 938-23-18
Страница факультета политологии МГУ Вконтакте Страница факультета политологии МГУ в Facebook Страница факультета политологии МГУ в Twitter

© 2008-2016. Факультет политологии МГУ.

Факультет